Странности начались еще накануне съезда ДПР. Еще в четверг представители исполкома партии стали жаловаться корреспонденту «Газеты.Ru», что депутаты Госдумы «Единой России» Александр Хинштейн (лютый враг экс-премьера, инициатор «дачного дела») и Франц Клинцевич пытаются перевербовать членов партии. Они пытались склонить их к тому, чтобы проголосовать против Касьянова на съезде и поддержать кандидатуру руководителя ЦК партии Андрея Богданова. Для этого Хинштейн, например, отправился на встречу с руководителем марийского отделения демократов в Йошкар-Олу, а Клинцевич собирал уже приехавших делегатов в Москве. Встречи эти, по утверждениям соратников Касьянова, продолжились и в пятницу.
Сам Хинштейн официально все опроверг и заявил «Газете.Ru», что на следующей неделе снабдит Генпрокуратуру новыми материалами о будто бы имевших место попытках подкупа Касьяновым делегатов демпартии. Клинцевич был недоступен. Все, кто звонил к нему в кабинет, неизменно натыкались на секретаршу, сообщавшую, что «Франц Адамович на совещании, посвященном завтрашнему съезду». Однако известно, что никакого съезда «Единой России» на субботу запланировано не было.
Кульминация случилась в ночь на субботу.
С семи утра пресс-служба Касьянова будила журналистов звонками о том, здание Дома союзов несколько часов назад «захватили неизвестные» и что ехать на съезд надо в зарезервированный на всякий случай киноконцертный зал в Измайлово.
Чуть позже в изложении помощника Касьянова, экс-руководителя аппарата правительства Константина Мерзликина это выглядело так: «Мы приехали с утра в Дом союзов, увидели, что сменена охрана, сделаны другие списки делегатов, не наши, и нас не пустили». В новых списках, по которым должны были регистрировать делегатов, как выходило из слов Мерзликина, зачистили сторонников Касьянова.
Между тем документально подтверждено, что в Доме союзов собрались сторонники Богданова. Кроме того, Мерзликин сообщил, что делегатов села утром увезли в «неправильных автобусах» на неправильный съезд, из-за чего срывался кворум: из необходимых 45 региональных отделений присутствовали 32.
Пока все еще ждали, что съезд начнется, не уехавшие члены ДПР рассказывали журналистам, как накануне их мучили соблазнами. «Франц Клицевич объяснял нам, что если мы не поддержим Касьянова, а поддержим Богданова, то нам будет зеленый свет к регистрации в Минюсте и 10% на выборах в Думу», — сообщил глава Алтайского отделения Михаил Коротунов. Коротунов еще рассказал, что
делегатам за голосование против Касьянова предлагали $10 тысяч: половину давали сразу, остальное обещали в субботу.
«Да я сам могу дать Богданову десять тысяч», — по-деловому заметил глава Калининградского отделения Демпартии Вольдемарас Лапата, которого предложенный бонус явно не впечатлил.
Сам Михаил Касьянов появился перед журналистами вместе с лидером еще одной незарегистрированной партии «Наш выбор» Ириной Хакамадой. «Вы видите, какая обстановка в стране, — роптал Касьянов. — Власть через авторитаризм шагает напрямую в тоталитаризм, власть готова пойти на все, чтобы помешать свободному, демократическому съезду людей, это недопустимо. Еще два года назад это невозможно было бы себе представить». «Власть расслаблена и расколота изнутри», — поддержала его Хакамада. «Если проект Касьянова состоится, это может стать началом серьезной борьбы», — добавила она.
«Демпартия, СПС, «Яблоко», «Наш выбор», Республиканская партия — все должны объединиться в единую структуру», — конкретизировал особенности проекта Касьянов. Однако морально поддержать нового лидера демократов пришли только Хакамада да перешедший к Касьянову бывший член СПС Иван Стариков. В качестве гостя приехал лидер СПС Никита Белых, — когда узнал о шухере в Доме союзов. «Власти давят, а давление рождает ветер, ветер свободы уже дует по стране и мы победим», — успокаивал общественность Стариков.
Однако к этому моменту было ясно, что съезд сторонников экс-премьра так и не состоялся и Касьянов не будет лидером политической партии.
«Жизнь только начинается», — сделал экс-премьер какой-то слишком оптимистичный вывод из своего поражения. По его словам, выходов теперь два: или борьба за бренд Демократической партии и новый съезд в январе-феврале, или же создание принципиально новой партии.
А в здании Дома союзов альтернативный съезд ДПР прошел куда удачнее.
Оппоненты Касьянова хорошо подготовились. Пришедших на съезд встречал пикет человек из пятидесяти с плакатами «Жених! Свадьбы не будет!», «Нас не заразить Хакамадой» и «Мы не дача, нас не купишь!» — хотя сам герой этих выпадов в это время вовсю тусовался в Измайлово. В фойе делегатам раздавали отпечатанное на хорошей глянцевой бумаге неподписанное обращение. «Сегодня нам навязывают в качестве лидера человека с сомнительным прошлым и еще более сомнительным будущим Михаила Касьянова, — начинался текст. — В Новый политсовет партии, состоящий из пяти членов, будут входить люди, никогда не имевшие никакого отношения к нашей партии». Позже на съезде объявили, что его подписали 40 региональных отделений.
В отличие от сторонников Касьянова, в Доме союзов кворум собрался: в зале присутствовало 207 делегатов из 47 регионов.
Съезд открыл доклад и. о. председателя ЦК партии Андрея Богданова, который рассказал, что пытался договориться с крылом Касьянова. «Из его людей мы видели только Александра Половинкина. Мы ждали Касьянова, однако Половинкин предложил нам: «Сначала пообещайте, что изберете его председателем, тогда он придет. А если не изберете, то он не придет», — умолчал он о помощи коллег из «Единой России».
«Его (Касьянова.— Gazeta.ru) главный тезис – надо объединить демократические силы. Однако это верхушечное объединение, а оно невозможно, потому что у всех лидеров свои амбиции», — объяснил бесперспективность призывов экс-премьера Богданов. Правда, его предложение оказалось не менее утопичным: «Мы возьмем программы разных политических партий, выкинем все разноторги, отстрижем все лишнее, где имеем разногласия, и получим программу, с которой все согласятся». Но Богданов сам же и испортил впечатление от своего предложения: сообщив о необходимости «молодых лиц», реальным кандидатом оказался именно он сам.
Кульминацией шоу стал момент, когда и. о. председателя, вспомнив о названии партии, сделал выборы себя в председатели альтернативными: «У нас партия демократическая. Давайте включим Касьянова в бюллетень, чтоб была альтернатива», — заступился за соперника демократ-захватчик.
За Касьянова проголосовали 13 делегатов, за Богданова — 212.