Довыборы в Госдуму по двум названным округам изначально привлекали большое внимание. Главным образом это связано с тем, что по 201-му Университетскому округу, в котором долгое время депутатом был демократ Михаил Задорнов, согласился выдвигаться находившийся в то время в «Матросской Тишине» экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.
Округ традиционно считался либерально настроенным, и поэтому изначально шансы главы ЮКОСа выглядели неплохо.
Была даже сформирована инициативная группа по выдвижению бывшего крупнейшего бизнесмена из членов СПС, «Яблока» и демократической интиллегенции, но до более или менее практических действий она не дошла.
Единственное, что успел сделать Ходорковский, — написать заявление в избирком, которое шло по почте так долго, что судьбу заключенного успел решить Мосгорсуд. Экс-главе ЮКОСа кассационная инстанция оставила восьмилетний приговор в силе и тем самым лишила его права баллотироваться.
Но демократы из «Яблока», СПС и им сочувствующие уже настроились на 201-й округ как на дело принципа и решили выдвинуть хоть кого-то. Выдвинулись сразу двое: сатирик Виктор Шендерович и дочь Егора Гайдара Мария Гайдар. Потом Гайдар сняла свою кандидатуру в пользу Шендеровича. «Единая Россия» выставила уже бывавшего дважды депутатом Госдумы кинорежиссера Станислава Говорухина.
Аккурат к своему выдвижению Говорухин закончил съемки фильма «Не хлебом единым», и его реклама, развешанная по всему городу, стала поводом для иска со стороны Шендеровича.
Писатель доказывал, что реклама фильма — это не оплаченная из избирательного фонда агитация, а значит, кандидата следует лишить регистрации. Но суд счел, что принадлежность Говорухина к продвижению кинопродукта не доказана.
Говорухин в конечном итоге набрал 38,11% голосов, Шендерович отстал от него примерно на 20%, набрав 16,68%. На третьем месте оказался кандидат «против всех». Галочку в этой графе поставили 12% жителей округа.
В 199-м округе, освободившемся еще в начале 2004 года в результате назначения Алекандра Жукова вице-премьером, альтернатива тоже была специфическая. Здесь выбирали не между режиссером и сатириком, а между отставным полковником ФСБ Сергем Шавриным и отставным полковником ГРУ Владимиром Квачковым. Шаврина выдвинула «Единая Россия», а обвиняемого в покушении на главу РАО «ЕЭС России» Квачкова — «Родина». Квачков, сидя за решеткой, был лишен возможности выступать в теледебатах и снимать телеролики, но в начале кампании выступил с обширным интервью газете «Завтра». В нем полковник не признавался в подготовке покушения и вроде бы по-прежнему отрицал обвинение следствия, но в то же время, как и многие считающие себя патриотами, особой любви к Чубайсу не демонстрировал.
Поэтому за Квачкова смогли проголосовать как те, кто считал, что пострадал он несправедливо, так и те, кто уверен, что глава РАО ЕЭС виноват в бедах России и от него надо тем или иным способом поскорее избавиться.
В результате в условиях ограниченной агитации Квачков сумел привлечь на свою сторону 44 тыс. голосов, или около 29%. Победивший Сергей Шаврин набрал 36%. Против всех проголосовали почти 19%.