Главком Военно-воздушных сил России Владимир Михайлов подписал распоряжение о снижении квалификационного разряда летчика Валерия Троянова. В сентябре этого года офицер пилотировал истребитель Су-27 при перелете в Калининградскую область, потерял ориентацию, вошел в воздушное пространство Литвы и катапультировался. Самолет упал на поле.
«У летчиков есть такое понятие – успех в воздухе куется на земле. Троянов ничего не сделал для того, чтобы ковать этот успех для воздуха», — оценил недавно его действия главком в разговоре с журналистами.
Как сообщил в пятницу начальник пресс-службы ВВС Александр Дробышевский, «по распоряжению Владимира Михайлова в центральную квалификационную комиссию летного состава направляются документы о снижении квалификационной категории майора Троянова на одну ступень, то есть до второго класса». Такое решение главком принял по итогам внутреннего расследования. В пятницу их подвели в авиационном гарнизоне Сиверская (Ленинградская область), где проходит службу Троянов. Для майора это наказание не столько финансовое (снизится выплата за классность), сколько моральное.
Фактически российские эксперты подтвердили общие выводы расследования литовской комиссии.
Свою роль в развитии событий того перелета сыграли несколько факторов – технических, организационных и человеческих. Но потеря самолета не была предрешена с самого начала: у военных, задействованных в перелете, было несколько возможностей не допустить подобного развития событий, однако их непрофессиональные действия только усугубили ситуацию.
Как выяснила комиссия, самолет был плохо подготовлен к перелету еще на земле: один из экспертов службы безопасности полетов рассказал «Газете.Ru», что техники (да и сам летчик) не настроили должным образом бортовую аппаратуру и не проверили работу радиостанции. А в небе Троянов допустил еще несколько грубых ошибок и просчетов: перепутал ведущего (пристроился не за тем самолетом), при потере ориентации по бортовым приборам не смог сориентироваться по солнцу, не включил вовремя сигнал бедствия, не занял «правую коробку» (должен был летать по малому квадрату, но не сделал этого). Кроме того, подвели военные диспетчеры: они не смогли оказать заблудившемуся летчику должную поддержку с земли.
«Комиссия установила ряд серьезных недостатков в организации, подготовке, выполнении и обеспечении перелета группы самолетов со стороны ряда должностных лиц, — цитирует Дробышевского агентство «Интерфакс». – Приказами министра обороны и главкома ВВС наказаны шесть генералов и десять старших офицеров военного ведомства». В частности, как сообщила ранее пресс-служба Минобороны, Сергей Иванов предупредил о неполном служебном соответствии командующего 6-й армией ВВС и ПВО генерала Владимира Свиридова и начальника авиации – зама командующего армией по авиации генерала Риса Сахабутдинова (Су-27 входил в состав 6-й армии ВВС и ПВО ).
Но и это еще не все. Военная прокуратура сейчас расследует уголовное дело, возбужденное по факту потери истребителя Су-27. Не исключено, что следствие найдет в материалах дела конкретных виновных, заслуживающих уголовного наказания.
В то же время происшествие с Су-27 подтолкнуло Минобороны издать наконец инструкцию по полетам в Калининградский особый район и обратно. Этот документ прописывает действия должностных лиц в организации и обеспечении перелетов, маршруты полетов и действия экипажей «по недопущению нарушения государственной границы других государств».