Во вторник депутаты Законодательного собрания Красноярского края потребовали от прокуратуры вернуть для захоронения останки пятерых школьников, обнаруженные в одном из коллекторов Красноярска семь месяцев назад. Председатель постоянной комиссии по законности и правопорядку Заксобрания Красноярского края Юрий Абакумов и группа депутатов направили письмо прокурору края Виктору Гриню с просьбой передать тела детей родителям, так как многочисленные экспертизы таинственной гибели подростков не дали никаких результатов. И продолжать мучить родителей, по мнению депутатов, просто бессмысленно. Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» пресс-секретарь Заксобрания Владимир Корецкий, депутаты также попросили прокуратуру проинформировать их о ходе следствия и результатах расследования жестокого убийства.
Многие уверены, что следователи тянут время умышленно, опасаясь говорить о жестоком убийстве.
Например, депутат Олег Пащенко убежден, что результаты экспертиз давно известны, «но они такие ошеломляющие, что могут вызвать массовые волнения среди населения». «Отсутствие официальной информации порождает только слухи», — считает Пащенко. В связи со множеством слухов и недомолвок, депутаты взяли дело под свой контроль — они собираются вызвать прокурора на ближайшую сессию Заксобрания и узнать «всю правду» до конца года, если он, конечно, не уйдет от ответа, как это делают власти все последнее время.
Так, например, начальник ГУВД края Александр Горовой на недавней пресс-конференции намекал журналистам, что знает о деталях расследования. Но рассказать ничего не мог, ссылаясь на тайну следствия: «Красноярск — не Чикаго. Преступления здесь совершаются не чаще, чем в среднем по стране», — отмахнулся от «нехороших» вопросов начальник краевой милиции.
Как были убиты дети, не говорят не только в милиции, но и в Генеральной прокуратуре России.
Заместитель генпрокурора по Сибирскому федеральному округу Валентин Симученков еще 12 октября пообещал, что причины смерти детей будут окончательно установлены уже к середине ноября. Однако до сих пор следователи хранят молчание. Как стало известно «Газете.Ru», все материалы по делу находятся сейчас в Новосибирске, в управлении Генпрокуратуры. Там ситуацию никак не комментируют и подробностей не сообщают.
Следователи отмахиваются дежурными ответами даже от губернатора края. Отдать останки родителям Александр Хлопонин обещал еще в июне 2005 года, теперь он просто разводит руками. «Я как гражданин и как человек могу сказать, что это безобразие, — заявил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» губернатор Хлопонин. — Столько времени не отдавать тела погибших родителям, я считаю, неправильно». По словам Хлопонина, сотрудники Генпрокуратуры, которые контролируют ход расследования, ссылаются на технические проблемы: якобы материально-техническая база не позволяет в короткие сроки провести качественную экспертизу. «Есть технологии, процедуры, есть следствие, которое в соответствии с действующим законодательством сегодня ведут правоохранительные органы», — ответил не сдержавший обещание губернатор.
Родители погибших детей уже не надеются узнать правду и похоронить своих детей.
«Мы вынуждены узнавать все новости от журналистов», – призналась мать одного из мальчиков Оксана Тауманова. По словам Саюта Алиева, отца погибшего Сафара, родители уже ничего не ждут от властей и представителей следствия. «Мы только возмущены, почему столько времени ничего не сообщают. Месяц назад мы все были на приеме у начальника ГУВД края Александра Горового. Однако ничего определенного он не сказал», — сообщил Алиев.
9-летние Сафар Алиев и Галаш Мамедгасанов, 10-летние Максим Тауманов и Дмитрий Макаров и 12-летний Александр Лавренов пропали в Ленинском районе Красноярска 16 апреля 2005 года. Подростков искала вся красноярская милиция и сотни местных жителей. Обгоревшие тела нашли только 8 мая, правда, не милиционеры, а один из местных бомжей в одном из городских коллекторов Ленинского района.
Кстати, нашедший останки бомж так и не получил вознаграждения в размере 100 тыс. рублей, объявленного губернатором – когда тела детей нашли, бомж пропал.
В версиях о причинах смерти детей следствие с самого начала не могло прийти к однозначному выводу. В МВД России прошла информация, что подростки просто угорели во время пожара – в легких обнаружили углекислый газ. Во время первого осмотра тел криминалисты не обнаружили признаков насильственной смерти. В прокуратуре предположили, что мог повториться так называемый «хакасский случай», когда дети забрались в канализационный колодец и задохнулись. Возможно, красноярские дети курили или баловались со спичками, возник пожар, и они сгорели. На это указывает и то, что стенки коллектора (его диаметр примерно 1,5 метра) были покрыты копотью.
Но уже через несколько дней замгенпрокурора Владимир Колесников, специально прилетевший в Красноярск, заявил, что дети были жестоко убиты.
По одной из версий, убийца расправился с подростками где-то на территории города, а затем, заметая следы, перетащил тела в коллектор и сжег. В пользу этой версии говорит тот факт, что коллектор во время поисков неоднократно проверялся милиционерами, родителями и добровольцами.
Почти два месяца шли экспертизы. Сроки оглашения их результатов неоднократно переносились. Красноярские медики смогли идентифицировать останки только четверых мальчиков, а причину смерти — отравление продуктами горения — удалось выяснить только в одном случае. Московские специалисты подтвердили это заключение, но никаких новых выводов не озвучили.
В июле 2005 года прокуратура Красноярска решила выдать тела родителям для захоронения. Но по приказу Генпрокуратуры фрагменты тел отправили из Москвы на еще одну экспертизу в Лондон. О результатах последних экспертиз до их пор ничего не известно.