Сегодня в Белгороде состоялось торжественное открытие памятника князю Святославу, посвященное 1040-летию разгрома этим знаменитым потомком княгини Ольги и князя Игоря Хазарского каганата. Автор скульптуры – известный скульптор Вячеслав Клыков. Тот самый — народный художник России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
За свою долгую жизнь (Вячеславу Михайловичу уже к семидесяти) он изваял множество памятников. Кроме самых известных – маршалу Жукову возле Исторического музея на Манежной площади и Кириллу и Мефодию на Славянской, на его счету еще памятник на могиле Велимира Хлебникова, Александру Пушкину в Тирасполе и Арзамасе, Николаю Рубцову в Тотьме, Константину Батюшкову в Вологде, Андрею Рублеву в Радонеже, святой княгине Елизавете Федоровне на Большой Ордынке в Замоскворечье, Илье Муромцу в Муроме, Василию Шукшину в Сростках, протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области, Владимиру Святому в Херсонесе, и многих других. Своей работоспособностью известный скульптор поспорит со многими молодыми.
Однако в последнее время установленные мэтром памятники все чаще и чаще приобретают известность не столько своей художественной ценностью, сколько связанными с ними скандалами. Его памятник Николаю Второму в селе Тайнинском Московской области был взорван, а памятник адмиралу Колчаку в Иркутске вызвал бурю негодования в этом городе, и иркутяне готовят документы, чтобы по суду отменить решение городской думы об установке памятника и демонтировать его.
Но, похоже, его новая работа своей скандальностью переплюнет все остальные.
Дело в том, что на новом тринадцатиметровом монументе Святослав изображен на коне, топчущем поверженного хазанина. А чтобы никто не сомневался, что на скульптуре изображен именно подданный Хазарского каганата, в руки ему Вячеслав Михайлович сложил щит с крупным рельефным изображением звезды Давида. Ее, собственно, и попирает копытами богатырский конь.
Бог с ним, с Клыковым, его воззрения ни для кого секретом не являются – их хорошо иллюстрирует его общественная деятельность. Сначала он состоял в патриотическом объединении «Память» (1985–1987), затем в Российском народном собрании (1992), в Российском земском движении (1993–1994), социально-патриотическом движении «Держава». На выборах в Государственную думу (1995) был в списке избирательного блока «Земский собор» под номером один, но список не набрал необходимого числа подписей. Сегодня скульптор возглавляет Международный фонд славянской письменности и культуры, и именно он был одним из организаторов восстановительного съезда «Союза русского народа», который если чем и остался в истории, так только еврейскими погромами.
Так что его новаторское решение в использовании религиозных символов не удивляет – его уже не переделать. Удивляет скорее позиция администрации Белгородской области, благословившей подобное использование символики. А то, может, и впрямь скоро в стране начнут появляться памятники Суворову, где многократный победитель турок будет попирать ногами сломанный полумесяц, а Минин и Пожарский, лихо бившие поляков-католиков, будут горделиво позировать на фоне поверженного четырехконечного «латинского» креста.