В понедельник поздно вечером правительства стран--членов ЕС ввели запрет на продажу оружия Узбекистану, а также наложили запрет сроком на год на выдачу виз 12 узбекским официальным лицам, которые, по их мнению, ответственны за смерть до 500 человек в ходе беспорядков в мае этого года в Андижане. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на заявление ЕС.
В список лиц, которым заказан въезд на территорию Евросоюза, попали наиболее влиятельные персоны страны, в частности, глава МВД Узбекистана Закир Алматов, министр обороны Кадыр Гулямов и глава национальной службы безопасности Рустам Иноятов.
Как отмечается в заявлении ЕС, запрет на выдачу визы «затрагивает тех лиц, которые непосредственно ответственны за беспорядочное и несоразмерное использование силы в Андижане и за создание преград независимому расследованию».
Евросоюз наложил эмбарго на поставки в Узбекистан оружия, военного и «другого оборудования, которое может быть использовано во внутренних репрессиях». Впрочем, последняя мера вряд ли имеет хоть какое-то значение кроме политического. Оружия узбекским властям и так хватало, о чем как раз свидетельствует показательная его демонстрация в Андижане.
А тем более с учетом вчерашнего соглашения России и Узбекистана недостатка в вооружении и даже в живой силе Ташкент теперь не будет испытывать.
Напомним, что вчера Владимир Путин и Ислам Каримов подписали в Москве историческое союзническое соглашение, которое на фоне больших кадровых перестановок в правительстве России осталось почти не замеченным. Россия теперь может располагать свои базы на территории Узбекистана и даже вмешиваться во внутренние дела «братской» страны в случае возникновения угрозы ее режиму.
Для Ташкента этот договор был своеобразным выходом из ситуации, так как благодаря андижанским событиям Узбекистан оказался, по сути, в международной изоляции. Никто не верил словам узбекских властей, которые говорили, что погибшие в Андижане в своем большинстве были «бандитами» и «террористами». Слишком много было свидетельств очевидцев, которые утверждали, что от пуль военных 13 мая погибли несколько сотен человек, в основном мирные жители. Правозащитники, независимые журналисты и зарубежные международные организации заявили, что в Андижане имел место массовый расстрел мирных граждан. Единственной страной, кто верил, что Каримов подавил мятеж правильно, оказалась Россия. Москва не требовала международного расследования и с самого начала встала на сторону Каримова.
Совпадение по времени заключения пакта Москва--Ташкент с решением ЕС очень показательно. Европа как будто прокомментировала вчерашний приезд Каримова в Москву.
Белый дом пока отказывается комментировать заключение российско-узбекского пакта. «Отношения с другими странами — это внутреннее дело Узбекистана. Мне нечего больше сказать вам», — заявил минувшей ночью официальный представитель Белого дома Адам Эрели, добавив, что «США пристально наблюдают за развивающейся ситуацией». В то же время, как отмечает Le Monde, представитель Белого дома «с трудом скрывал свою досаду, увидев, что ЕС перехватывает инициативу в плане отношений с Узбекистаном у США».
В то время как Евросоюз уже ввел санкции, США успели только сократить финансовую помощь республике. А вчера США ограничились критикой решений Верховного суда Узбекистана по делу о майских беспорядках в Андижане. 15 обвиняемых, которые в течение осени наизусть бубнили заученные чистосердечные признания и просили их расстрелять, были приговорены к длительным срокам тюремного заключения – от 14 до 20 лет. Госдепартамент, в частности, заявил, что доказательства вины подсудимых не были убедительными, а суд нельзя назвать честным и беспристрастным.