Во вторник кабардинские правозащитники обратились к властям республики с письмом, в котором подробно рассказали, что власти делают против родственников тех людей, которых обвиняют в нападении на Нальчик 13 октября. Как утверждают правозащитники, родные мятежников, вышедших на улицы с оружием, подвергаются преследованиям. Все чаще фиксируются случаи незаконных задержаний, издевательств и пыток. Правозащитники опасаются, что в Кабардино-Балкарии может произойти то же, что случилось в Ингушетии и Дагестане после того, как там были совершены нападения на силовые ведомства. «Там начались преследования ни в чем не повинных жителей, появились «эскадроны смерти» и начались внесудебные казни», — говорится в обращении, опубликованном на сайте «Ингушетия.Ru». Правозащитники отмечают, что, к примеру, в одном из поселков Зольского района уже предпринимались попытки выселить семьи людей, подозреваемых в нападении на Нальчик.
Одновременно с письмом правозащитников в прокуратуру Кабардино-Балкарии поступило послание от родственников убитых в Нальчике мятежников, которое было адресовано также президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову, руководству республиканской и генеральной прокуратуры. В письме родные выдвинули ряд требований. В том числе – привлечение к уголовной ответственности министра внутренних дел Хачима Шогенова, начальника УБОП КБР Анатолия Кярова и начальника отдела по борьбе с религиозным экстремизмом УБОП Беслана Мукожева. Перечисленные выше, по мнению родственников, виноваты в нарушении прав верующих и дискриминации по религиозным признакам по ст. 136, 148, 282 УК РФ, а также в причинении физического, морального вреда и массовом убийстве.
«Наших сыновей убили, создав «благодатную» почву для массового недовольства мусульман, спровоцировали их на выступление и использовали как «пушечное мясо». Настоящие преступники на свободе и сидят в своих креслах, а наших детей считают террористами. Все это стало возможно из-за масштабной коррупции в правоохранительных органах и органах власти КБР. В этой цепочке виновных первое место занимает МВД Кабардино-Балкарии», — написано в обращении родственников.
В интервью корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат семей погибших 13 октября Лариса Дорогова рассказала о массовых репрессиях против мусульманской молодежи, последовавших за нападением на Нальчик:
«Задерживаются без разбору все, кто хоть раз был замечен в мечети. В УБОП доставляют молодых здоровых парней, а выходят оттуда инвалиды, если выходят. Есть убитые на допросах, есть такие, кого вынесли на носилках, есть те, кто лежит в реанимации между жизнью и смертью. По всем этим фактам у нас есть заявления, и мы будем искать правосудия уже в европейском суде».
Факты адвокат действительно представила. Заур Псануков задержан 14 октября в селе Залукокуаже. 15-го отцу сообщили: умер, выбросился из окна 3-го этажа УБОПа. Все окна в здании УБОПа наглухо заварены решетками. Бориса Дзагалова из Терского района арестовали 14 октября, забрали из дома при свидетелях. 18 октября отца вызвали для опознания в морг. Опознал. Сказали, убит 13 октября во время боев.
Кстати, с уже опознанными телами «боевиков» все до сих пор не ясно. Как выяснила «Газета.Ru», 3 ноября в 19.00 вечера три вагона-рефрижератора с телами погибших 13 октября боевиков были сцеплены и увезены из Нальчика в неизвестном направлении. Об этом рассказали близкие погибших, которые до последнего надеялись получить тела и похоронить их. Родным не разрешили напоследок увидеть погибших и проститься с ними.
Родные еще не теряют надежды добиться выдачи тел и каждое утро, как на работу, приходят к республиканской прокуратуре. Причем толпа эта растет на глазах: если две недели назад была горстка из 20–30 женщин и стариков в черном, то теперь их уже около ста. Сегодня с ними встретился представитель республиканского прокурора, который сказал, что тела погибших боевиков будут сохранены до окончания следствия. На вопрос, где в настоящее время находятся тела, представители родителей погибших ответа не получили.
«Наши дети совершили преступление, выступив с оружием в руках. Но какой суд доказал нам, что они террористы? Они повстанцы, защищали свои конституционные права и свободы», — говорит медсестра из города Баксан Елена Дыгова. Тело ее племянника – блестящего выпускника милицейской академии — среди тех, кого не дают похоронить. Ходившие на опознание утверждают – в вагонах-рефрижераторах не 89, как сообщает прокуратура, а 162 тела. Когда рефрижераторы отходили от станции в Нальчике, родители, которые дежурили в ту ночь рядом с хозчастью МВД, в отчаянии цеплялись за вагоны. Их оттеснили военные. Родные утверждают, что вагоны не вывезли из Кабардино-Балкарии. Говорят, что проследили: они на территории воинской части в Прохладненском районе. «Значит, у президента республики еще есть шанс спасти свою репутацию, а заодно и республику от краха», — заключает один из отцов, дежурящих у прокуратуры.