В понедельник экипаж 12-й экспедиции на Международную космическую станцию вышел в открытый космос. Для бортинженера МКС космонавта Валерия Токарева эта работа стала первым опытом внекорабельной деятельности, а командир станции астронавт NASA Уильям Макартура отравился за борт в третий раз – в 2000 году он проработал в открытом космосе в общей сложности 13 часов 16 минут. Тогда Макартур участвовал в строительстве МКС: монтировал ферму Z1.
Как передает NASA, экипаж вошел в шлюзовой отсек в 16.55 мск. Причем впервые после долгого перерыва они использовали шлюзовую камеру Quest на американском сегменте станции, в американских скафандрах EMU и под контролем Центра управления полетами в Хьюстоне.
Последние 2,5 года все работы за бортом начинались с российской шлюзовой камеры модуля «Пирс» и проходили в скафандрах «Орлан». Дело в том, что, когда в начале 2004 года экипаж МКС готовился к внекорабельной деятельности, выяснилось, что система охлаждения одного из трех скафандров EMU не работает, а другого функционирует только в режиме максимального охлаждения. Реанимировать костюмы космонавтам не удалось, исправным на борту станции оставался только один американский скафандр. Но этим летом шаттл Discovery привез на МКС новые скафандры – у американской стороны появилась возможность проводить внекорабельные работы на своем сегменте из своей камеры Quest.
К 17.20 мск давление в камере упало втрое, и Токарев с Макартуром стали проверять герметичность скафандров. Испытания прошли успешно, и Хьюстон дал команду на дальнейшее снижение давления. Процедура должна была закончиться к 17.30, однако к этому времени давление до конца не упало, и внешние запоры не открывались. Появилась версия, что кабина шлюза негерметична. Тогда центр в Хьюстоне приказал восстановить давление в шлюзе и проверить внутреннюю дверь.
Как передает агентство Spaseflightnow, после открытия внутренней двери шлюза Токарев обнаружил, что один из клапанов сместился и прилегал к двери негерметично. Поэтому воздух из внутренних помещений станции стравливало в шлюз. Космонавт поправил клапан, и тогда дверь закрылась герметично. Произошло это в 17.57. А в 18.01 началась вторая попытка выхода в открытый космос. На этот раз все прошло без осложнений, и в 18.32 Макартур и Токарев все-таки вышли в открытый космос.
Планируется, что экипаж пробудет в открытом космосе 5 часов 25 минут.
За это время экипажу предстоит выполнить две основные задачи. Прежде всего, на ферме P1 космонавты должны смонтировать наружную телевизионную камеру, которая сыграет свою роль в будущем, когда строительство станции все-таки продолжится. Затем космонавтам предстоит демонтировать с энергетического модуля зонд FPP для измерения плавающего потенциала. Это устройство стоит на поверхности станции еще с 2000 года и уже давно не работает. Зонд можно было и не трогать вовсе, но, по данным американских специалистов, его крепления ослабли, и в любой момент он может сорваться, навредив станции. Работающий в космосе экипаж должен снять его и буквально выбросить в космическое пространство, подальше от МКС.
Кроме того, как сообщила пресс-служба NASA, если у космонавтов останется время после выполнения основных задач, они займутся еще одной или двумя дополнительными мелкими задачами на поверхности американского сегмента МКС. Учитывая, что выход Крикалева и Макартура первый из камеры Quest с 8-го апреля 2003 года (6-я экспедиция на станцию), Центр управления полетами в Хьюстоне постарается использовать его с максимальной пользой. Ожидается, что около полуночи 12-й экипаж МКС вернется на борт станции.