Из множества привлекательных для искусства тем – проституция, продажа детей на органы, бесчинства чиновников, коррупция etc – кураторы международной выставки «Художник и оружие» решили остановиться на собственно оружии. Оно, по идее, и представлено. За малым исключением – не для всех художников слово «оружие» наполнено одинаково трагическим пафосом. Кое-кто по привычке глумится.
Между тем, откройся выставка с таким названием, скажем, в Историческом музее или хотя бы в Третьяковке, ни у кого не возникло бы подозрений. Оружие там – это кинжалы, винтовки, штыки и, к примеру, пики. Благородные металлические предметы, заслуживающие уважения хотя бы за давностью лет.
Оружие же в М`АРСе потребовало разъяснений, ибо на сегодняшний день мы все имеем Чечню, Ирак и бондарчуковскую «Девятую роту», срубившую с россиян, как говорят, едва ли не $25 млн уже в первые три недели проката. Оружия современного принято, как минимум, пугаться и ждать от него всяких кровавых дел, что само по себе, и уж тем более для современного искусства включая кинематограф – вполне аппетитно.
«Оружие сегодня, — как справедливо заметила, открывая выставку, Наталья Косолапова, директор М`АРСа, — это модная тема».
Примечательный момент: в проектах, представленных иностранными художниками, в большинстве случаев либо стреляют, либо как-то по иному агрессивно выражают себя. Но, в любом случае мучаются и страдают. За границей с оружием, увы, не шутят. У Алмы Сулевич (видеоперформанс, Босния и Герцеговина), к примеру, по залу бродит некрасивая шахидка в полном прикиде, которую все, памятуя о смерти, почтительно сторонятся. У мексиканца Энрике Езика суровые мужчины стреляют по сараю, раздербанивая тот до дров. Урсула Биман сняла документальный фильм про то, как таиландские женщины стали проститутками. Тут же приводятся рассказы данных женщин – постаревших и печальных. Проститутками, как выясняется, их сделали американцы. А тех, в свою очередь, такими сделала война во Вьетнаме. То есть роль оружия здесь очевидна.
По большому счету, фильм из тех, что показываются по НТВ в субботу днем и изобилуют шокирующими подробностями типа выброшенных в помойку грудничков или съеденных несовершеннолетних девочек.
Ограничься кураторы «Художника и оружия» иностранцами, получился бы сугубо общественный, пацифистский проект, где круглый стол на тему «Привет, оружие?!», презентация книги НЛО «Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа» и демонстрация фильма 1942 года «В котором мы служим» (все это действительно будет в рамках проекта) смотрелись бы вполне органично.
Портят все, как всегда, наши. Наплевав на Чечню и тому подобные военные прелести, российские художники предались скорее филологическим и физиологическим антивоенным играм. К примеру, у входа в выставочный зал зрителя встречает поролоновая скульптура Сергея Шеховцева, являющая солдата на карауле. У солдата на теле красноречиво выделяется пенис. Пенис же зритель обнаружит и на втором этаже М`АРСа, за шторками. Причем, не чей-либо, а Олега Кулика, тут же предлагающего «демонстрировать оружие врагам напрямую».
На лестнице молодые военные, улыбаясь, показывают посетителям средний палец.
В принципе, схожий прием использовали, протестуя против войны в Ираке, девушки из группы «Тату», вышедшие петь, если кто помнит, в майках с надписью «Х…й войне». Ни миру, ни тем более Ираку это, однако, не подсобило. Но приятно, тем не менее, было всем.
«Художник и оружие». Международный социо-культурный проект в Центре современного искусства М`АРС (Пушкарев переулок, 5). До 15 ноября.