12 держателей американских депозитарных расписок ЮКОСа, которые потеряли около $3 млн из-за национализации основного добывающего актива нефтяной компании «Юганскнефтегаз», подали иск в окружной суд Вашингтона.
В заявлении указано, что ответчики, среди которых газовая монополия «Газпром» и госкомпания «Роснефть», грубо нарушили американское финансовое законодательство. Эти компании вводили в заблуждение инвесторов, заявляя об отсутствии у Кремля намерений национализировать ЮКОС, заявляют истцы.
Юридическую поддержку иска профинансировал крупнейший акционер ЮКОСа — инвестиционная группа MENATEP.
В «Роснефти» «Газете.Ru» заявили, что иск со стороны американских акционеров ЮКОСа в компанию не поступал. Адвокат «Газпрома» Николай Крылов считает, что «американские акционеры ЮКОСа должны были самостоятельно оценивать возможные риски, приобретая акции этой компании». «Если они считают себя ущемленными в правах, то, руководствуясь мировой практикой рассмотрения подобных дел и здравым смыслом, в первую очередь они должны предъявлять иск не к правительству суверенного государства или нефтегазовым компаниям и их чиновникам, не имеющим отношения к деятельности ЮКОСа, а к менеджменту ЮКОСа, который многие годы вводил акционеров в заблуждение и не платил налоги. Дальнейшее развитие событий — лишь следствие подобной деятельности компании и ее менеджмента, а также недостаточного контроля со стороны совета директоров, избираемых частными акционерами», — заявил адвокат «Газпрома».
Подача иска со стороны американских акционеров ЮКОСа совпала со знаковым для российской экономики событием — прошло ровно два года в тех пор, как арестовали главу нефтяной компании Михаила Ходорковского. Американские держатели акций ЮКОСа рассчитывают на то, что иск, поданный против российских властей и подконтрольных им бизнес-структур, поможет разрешить ситуацию, которая «бросила тень на нефтяную отрасль России и способствовала возникновению вопросов о том, в действительности ли президент Владимир Путин с уважением относится к частной собственности», — пишет Financial Times.
Подача иска против правительства также совпала с визитом министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко в Америку. Христенко выехал в США с целью укрепить связи между странами в области энергетики.
Министр включен в перечень ответчиков по иску американских акционеров ЮКОСа: как член совета директоров «Газпрома», он должен нести ответственность за действия компании, считают истцы.
Юристы, представляющие интересы акционеров ЮКОСа в США, вручили иск Христенко на заседании американо-российского делового совета.
В понедельник Христенко объяснял иностранным инвесторам, что «экономическая политика России не имеет ничего общего с национализацией». «Не следует делать поспешных выводов из событий, даже таких скандальных, как дело ЮКОСа», — рассказывал министр.
Юрист вашингтонского бюро Covington and Burling Томас Джонсон надеется, что иск со стороны держателей депозитарных расписок ЮКОСа в Америке станет прецедентом, который заставит российское правительство и руководителей близких к государству нефтегазовых концернов «отвечать за нарушение прав акционеров, защищенных американскими законами».
«Этот иск заставит задуматься инвестиционные банки, которые предоставили кредит «Роснефти» в размере $7,5 млрд, — заявляет Джонсон. — Активы «Роснефти» («Юганскнефтегаз». — «Газета.Ru») — это украденная собственность. Мы рассчитываем на то, что этот иск поставит вопрос о то, имеет ли «Роснефть» на них права».
Эксперты отмечают, что даже если американский суд примет решение в пользу акционеров, российская правоохранительная система всегда сможет его выхолостить. «Не знаю, как решит вопрос американский суд, но поскольку у ответчиков предположительно нет активов за границей, по крайней мере в Америке, то исполнять решение суда будут в России, — отмечает руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. — Российские суды могут ссылаться на то, что кто-то мог выражать свое частное мнение, ситуация могла не зависеть от конкретных лиц и т. д. Такое решение суда можно будет свести на нет в России».