Четыре национальных проекта Путина предполагают улучшение положения в сферах агропромышленного комплекса (АПК), здравоохранения и образования, а также реализацию программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Свои взгляды на то, как этого можно добиться, Фрадкову представили министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, замминистра образования и науки Андрей Свинаренко и министр регионального развития Владимир Яковлев.
Дослушав последнего докладчика, премьер-министр без сомнения заявил, что их подготовка и согласование должны быть завершены никак не позже 26 октября.
«По итогам работы необходимо подготовить доклад президенту и поставить на регулярный контроль», — предупредил Фрадков, припугнув, что ход реализации проектов будет регулярно рассматриваться на заседаниях министров.
По мнению экспертов, спешка Фрадкова вполне понятна.
«Правительство вынуждено действовать как можно активнее под влиянием уменьшения темпов производства. Если в прошлом году рост составлял 7,3%, то в этом он ожидается на уровне 4,5–4,7%. Это выглядит странно на фоне улучшающейся экономической ситуации, — считает эксперт Центра развития Валерий Миронов. —
Кроме того, можно отметить падение роста ВВП до 6% в год, тогда как в 2004 году он составлял 8%. Замедляется добыча полезных ископаемых, а развитие непромышленных отраслей хотя и проходит ускоренными темпами, но носит временный характер. По этим причинам правительство пытается активировать госинвестиции».
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич отмечает, что действия Фрадкова объясняются его «психологией чиновника». «Премьер исходит из соображений субординации. Есть поручение президента, которое он старается выполнить как можно скорее», — считает эксперт.
Министры-либералы попробовали возражать. Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что все согласовать к обозначенному премьером сроку просто невозможно.
«Из четырех проектов с Минэкономразвития согласован только проект доступного и комфортного жилья. Все проекты разноформатные, разноуровневые, в образовании — это вообще не один национальный проект, а несколько национальных проектов, — указал Греф. — Проекты не были согласованы, в противном случае (если они не будут согласованы с Минэкономразвития) я не хочу отвечать за реализацию этих проектов».
«Телега — без колес, еще по ходу мы будем на нее накладывать снопы и чинить, из квадратных колес — круглые делать, но это непросто, потому что дорог еще нет», — образно намекнул Михаил Фрадков на доработку проектов по ходу их реализации, после чего отметил, что каждый министр должен нести персональную ответственность за реализацию его профильного проекта.
«Если что-то недоучли, то меня это не слишком беспокоит. Заводить в очередной раз пластинку мы не будем», — заключил премьер-министр.
Аналитики считают, что опасения Грефа оправданы и проекты все же стоило бы пересмотреть. «Видно, что проект здравоохранения сырой, — говорит Валерий Миронов. — К примеру, план повышения заработной платы штатным врачам, при этом дискредитируя другие специальности, носит исключительно популистский характер».
«Считаю, что только программа «Доступное жилье» может быть спешно реализована, — уверен Евсей Гурвич. — Греф говорит о том, как решить все эти проекты, но премьер его торопит. Он не понимает, что сумма мероприятий и программа реформ отнюдь не одно и тоже. Уже были примеры, когда программа, разрабатываемая в течение длительного срока, останавливалась — так это произошло с административной реформой». «Если правительство рассчитывает на серьезный эффект от реформ, следует уделить им больше внимания», — заключил эксперт.