Под лозунгом «Мы круче Поттера!» можно уже собрать небольшую армию литературных героев. Вот на днях еще один рекрут подоспел, точнее, два. Аннотация вышедшей книги Филиппа Керра «Дети лампы», как и следовало ожидать, включает обязательное, как справка на СПИД при въезде в Китай, уведомление: «Знаменитое англо-американское издательство Sсholastic, открывшее для мира Гарри Поттера, много лет искало книгу, способную поспорить за внимание читателей с мировыми бестселлерами Джоан Ролинг. Похоже, такая книга найдена…».
Ну и так далее, в том же духе – про невиданный успех книги, про обязательную суперэкранизацию (на сей раз права на книгу купила голливудская кинокомпания Dreamworks, возглавляемая Стивеном Спилбергом) и прочее, многократно читанное.
Самое интересное заключается в том, что и на сей раз не соврали. Трилогия «Дети лампы» известного «взрослого» детективщика Керра, первую часть которой, «Джинн в плену Эхнатона», теперь издали и у нас, действительно весьма популярна – это новый детский бестселлер в США.
На нечто подобное явно рассчитывают и у нас — не зря же стартовый тираж по нынешним временам огромен – 20 тысяч экземпляров.
В какой-то мере ожидания издателей оправданы – книга и впрямь довольно занимательна. Хотя бы тем, что в ней наконец-то нет осточертевших сирот. Главные герои, юные близнецы Джон и Филиппа Гонт, могут похвастаться и папой, и мамой. И вообще все у них хорошо – папа заботливый и богатый, а мама так вообще кладезь всяческих достоинств. А тут еще и неожиданное счастье привалило – брат с сестрой оказались джиннами, у которых проснулись их колдовские способности. Захотят – наколдуют домработнице выигрыш в лотерею в 33 миллиона долларов, пожелают – себе гоночную «Феррари» сотворят. Благодать! А тут еще и приключения подоспели, и отправляются близнецы в компании со своим обретенным лондонским дядюшкой в Египет – на схватку с противоборствующим кланом джиннов…
Опять-таки, надо заметить, что «Дети лампы» выгодно отличаются от массива «околопоттерской» литературы самобытностью, и некоторой глубиной, мир, нарисованный там, несколько глубже привычных лубков с черно-белыми героями-злодеями. Не многослойный Пулман, конечно, но и не стандартная аппликация. Что уж врать, подростковая фантастика ныне на подъеме, причем явственно дрейфует от дидактичной одномерности ко все большей и большей неоднозначности.
Не переходя, однако, некую черту.
Что, похоже, очень важно. На самом деле ситуация и впрямь интересная. Бестселлеры в жанре «подростковая фантастика» выходят один за другим. Сейчас их все больше читают не только дети, но и взрослые. По сути, потребительская аудитория этого жанра стала практически всеобщей, он перестал быть узким сегментом. Такое бывало и раньше, но, как правило, успех тех книг объяснялся принципом «дети нашли свое, взрослые – свое». Но из всей нынешней волны этому условию удовлетворяет лишь трилогия Пулмана «Темные начала», где дети радуются невообразимым приключениям в великолепно прописанном мире, а искушенные взрослые ловят аллюзии на Мильтона, Данте и Ветхий Завет. Но ведь все остальные – как слышатся, так и пишутся, и ничего глубже фатумного проклятия юного волшебника там и в помине нет!
Остается признать, что именно это все и хотят читать.
Успех «Кода да Винчи» — по сути детской литературы из серии «Эврика!» — только подтверждает тенденцию. Что ж, в Японии волшебные мультипликационные сказки Миядзаки – это не детское кино, они изначально снимаются в расчете на взрослую аудиторию. Возможно, причина в растущем инфантилизме современного человека – тут можно вспомнить кундеровские тексты 90-х годов или фильм «Ребенок» Жана-Пьера и Люка Дарденнов – лауреата последнего Каннского фестиваля. Во многих развитых странах инфантилизм признан национальной проблемой, как в той же Японии, где социальная реклама не уставая призывает матерей обнимать своих детей, а молодых отцов хотя бы откликаться на плач грудного ребенка. А фирмы, производящие игрушки, тем временем все активнее начинают бороться за взрослых покупателей.
Так почему бы не появиться и книжным сказкам для взрослых? Похоже, эту фишку просекли уже и издатели, по крайней мере, обложки к таким книгам становятся все более и более респектабельными.
У взрослых остаются, конечно, еще некоторые неудовлетворенные потребности вроде эротики, но лиха беда начало! В тех же «Детях лампы», к примеру, красавица мама уже играет со своим дантистом в теннис на раздевание…
Ф. Керр. Дети лампы. Книга первая. Джинн в плену Эхнатона. М.: Иностранка. 2005.