Комиссию по проблемам Северного Кавказа в Госдуме создали чуть больше года назад, сразу после теракта в Беслане. В нее вошли депутаты из всех думских фракций, но большинство составили единороссы, и возглавил комиссию член «Единой России», вице-спикер палаты Владимир Катренко. Комиссия представляет из себя аналог такой же структуры при полпреде президента в Южном федеральном округе Дмитрие Козаке. Козак тоже готовил свой доклад по ситуации на Северном Кавказе, но, как объяснил «Газете.Ru» Катренко, у президентского полпреда «совсем другой документ». «Нашей задачей была подготовка конкретных системных предложений по оздоровлению ситуации, а не меры по тушению пожаров в отличие от другой комиссии (Козака. — «Газета.Ru»)», — объяснил Катренко (доклад Козака через источники просочился в прессу – полпред нарисовал удручающую картину жизни в кавказских республиках, где каждый день могут начаться стихийные акции протеста и вооруженные выступления).
Чтобы у депутатов появились предложения по исправлению ситуации на Кавказе, думская комиссия весь год ездила по региону и посетила все 11 регионов округа. На заседании палаты в среду Катренко отчитывался об итогах работы. Он, впрочем, не стал рассказывать о том, что увидели депутаты на месте, а сразу перешел к конкретным идеям. У комиссии оказались свои меры во всех областях: борьбе с терроризмом, экономике, СМИ, религиозной деятельности. Не было таких вопросов, которые бы не были затронуты.
«Говоря о противодействии терроризму, надо отметить, что для комиссии это направление является приоритетным», — сообщил вице-спикер. И действительно, в этом разделе содержались самые радикальные меры.
Комиссия, например, настаивает на том, что в скорейшем принятии нуждаются поправки в Уголовный кодекс, которые устанавливали бы смертную казнь за терроризм и захват заложников.
Это предложение включили в доклад, даже несмотря на то что в ближайшие два месяца Госдума должна окончательно запретить смертную казнь в России (сейчас по-прежнему действует временный мораторий на ее применение). Другое радикальное предложение касалось восстановления в УК института конфискации имущества за совершение таких тяжких преступлений, как терроризм.
«Базовым же законом, несомненно, должен стать закон «О противодействии терроризму», комиссия подготовила к нему около 70 поправок», — объявил Катренко.
Этот документ принят Думой в первом чтении, и одной из наиболее интересных поправок к нему, о которой сообщил докладчик, можно считать предложение считать террористической акцией не только само преступление, но и угрозу его проведения.
«Ведь угрожающие заявления террористов могут посеять панику среди населения», — пояснил Катренко.
Отдельный блок мер оказался у комиссии в отношении религиозных деятелей. Лидеров и членов религиозных общин и течений, которые «подстрекают к терроризму», Катренко предложил причислить к «субъектам особо опасных преступлений». Для представителей же традиционных религий Северного Кавказа (православие, ислам, буддизм), напротив, предлагается создать условия, чтобы они проводили специальные форумы. «Такие форумы необходимы для выработки совместных шагов по противодействию религиозному экстремизму», — сообщил глава думской комиссии.
Другие интересные идеи касались жителей Кавказа, которые покинули историческую родину. Комиссия предложила «создать условия для возвращения насильственно переселенных народов в места их традиционного проживания (лакцев — в Дагестан, ингушей — в Северную Осетию, русских — в Сунженский район Ингушетии)».
Своя программа у депутатов Госдумы есть и в области экономики Кавказа. Комиссия предложила сделать особый упор на восстановление сельского хозяйства и преобразование курортов Кавказа — Сочи, Каспийского побережья, Кавказских Минеральных вод и других — в рекреационные округа с льготным налогообложением. С этой целью, сообщил Катренко, в Госдуму внесены поправки в закон «Об особых экономических зонах».
Кое-что думцы сформулировали и в отношении СМИ. Комиссия выступила с идеей «образовать информационно-пропагандистский центр по Северному Кавказу» и «создать цикл передач на радио и телевидениии, публикаций в печатных СМИ, направленных на пропаганду мира и добрососедства, взаимной терпимости народов России». Одновременно предлагается создать и специальный научно-исследовательский институт проблем Кавказа.
Думцам доклад Катренко понравился. «Хороший доклад, но давайте каждая фракция выскажет свои добавления», — попросил независимый депутат Владимир Рыжков. И члены палаты принялись заявлять свои идеи по развитию Северного Кавказа. Сам депутат Рыжков предложил принять поправки в бюдждет-2006 и выделить на программу «Юг России» еще 1 млрд 200 млн рублей. «Нельзя строить дорогу Кавминводы--Сочи, туда хлынет весь грузовой поток, пусть лучше Сочи остается курортом, тем более что четыре месяца в году эта дорога будет покрыта льдом», — настаивал бывший губернатор Краснодарского края, член фракции КПРФ Николай Кондратенко.
«Давайте попросим ученых придумать уже какое-нибудь название для народов Кавказа — южный народ, кавказский народ, чтобы не обидно было», — размышлял вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский.
«Надо разработать поправки в миграционное законодательство»,— заговорил на любимую тему представитель «Родины» Андрей Савельев.
Доклад, таким образом, вызвал живой интерес депутатов. Правда, как признал сам Катренко в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru», мнение комиссии по ряду вопросов, например по смертной казни, идет вразрез с общепринятыми тенденциями, и нет гарантии, что оно будет поддержано правительством и парламентом.