Описанием блестящих перспектив своей компании на период до 2015 года Сергей Богданчиков занялся на видеоконференции с руководством дочерних предприятий.
«Предположительно, через пять лет компания будет стоить $70–80 млрд, а к 2015 году — за $100 млрд, — заявил топ-менеджер. — Это стоимость компаний, занимающих в мировом нефтяном рейтинге 4–5 место».
«Стоимость «Роснефти» сейчас подсчитать трудно, — удивлена аналитик агентства Standard&Poor`s Елена Ананькина. — Акции компании не торгуются на рынке. IPO состоится не раньше чем через год. Капитализация «Роснефти» зависит от множества факторов — цены на нефть, долги ЮКОСа перед «Юганскнефтегазом» и т. д. Но настоящую оценку могут дать только участники рынка. До вывода акций «Роснефти» на биржу она может измениться».
Амбициозные задачи компания намерена решать «за счет обширной ресурсной базы, которая непрерывно наращивается», — рассказал Богданчиков. В качестве примера Богданчиков привел начало добычи нефти и газа в рамках проекта «Сахалин-1», намеченной на 1 октября.
Заявление президента «Роснефти» еще раз подтверждает намерение госкомпании вести активную скупку добывающих активов, несмотря на огромную задолженность — за 2004 год она составила $22,7 млрд.
В понедельник губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сообщил, что «Роснефть» в течение двух недель завершит процедуру оформления документов по приобретению пакета акций ОАО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), 70,77% акций которой cейчас принадлежат ЮКОСу.
ВСНК владеет лицензией на освоение Юрубчено-Тохомского месторождения в Эвенкии. Юрубчено-Тохомское месторождение считается перспективным, так как его рассматривают в качестве ресурсной базы для заполнения Восточного трубопровода. По словам Хлопонина, договоренность с «Роснефтью» была достигнута на его встрече с Богданчиковым в Москве на прошлой неделе. Размер пакета, который покупает госкомпания, губернатор не уточнил.
«Если речь идет о продаже пакета, который принадлежит ЮКОСу, то без согласия компании его можно продать только через процедуру банкротства, — отмечает аналитик МДМ банка Андрей Громадин. — Так что ЮКОС, скорее всего, согласился на эту сделку. Дело, в рамках которого арестован пакет ВСНК, подходит к концу. Вероятно, эти акции освободят из-под ареста. Соинвестором ВСНК вместе с ЮКОСом выступает компания «Уникор», которой владеет предприниматель Борис Иванишвили (28,5%). Но вряд ли «Роснефть» купила его долю. Потому что для разработки месторождения требуется контрольный пакет».
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания, как и другие проекты в Восточной и Западной Сибири, очень перспективна, но она требует еще огромных инвестиций на доработку: нескольких сотен или даже миллиардов долларов», — сказал руководитель департамента по торговле акциями компаниями FIM Securitis Майкл Бобошко.
По мнению экспертов, «Роснефть» до конца не определила список российских активов, за счет которых она собирается резко повысить капитализацию.
«Компания этого сама точно не знает, — уверен аналитик компании AVK Михаил Бакулев. — Наверняка, Богданчиков держит в уме активы ЮКОСа — «Томскнефть» и «Самаранефтегаз», при приобретении которых и правильном распоряжении можно повысить капитализацию сразу на $10–15 млрд. Еще «Роснефть» может рассчитывать на 20% «Сибнефти».
Но такой стремительный рост капитализации кажется отраслевым аналитикам маловероятным без помощи государства. «Говорить о 2015 годе, когда речь идет о такой компании, как «Роснефть», бесполезно, — утверждает Майкл Бобошко. — Раньше практически никто не мог поверить в то, что ей достанется «Юганскнефтегаз».
Но если государство будет способствовать передаче «Роснефти» активов, которые будут сомнительными методами изыматься у других компаний, то я готов поверить во все что угодно относительно дальнейшего развития компании».
Источник «Газеты.Ru», осведомленный о ситуации в «Роснефти», сообщил, что цифры, озвученные Богданчиковым, — это «оценочные данные, которые пока не основаны на материалах экспертной оценки в силу того, что она не определена».
Но подобные заявления в преддверии размещения акций «Роснефти» на западной торговой площадке, которое планирует правительство, вряд ли могут быть сделаны без оглядки на потенциальных инвесторов. «Можно рассматривать это заявление как своеобразный PR-ход и провести аналогию с «Газпромом», — считает Михаил Бакулев. — Представители газового концерна недавно заявили, что планируют довести капитализацию компании до $300 млрд, и акции компании тут же начали расти».