«Насколько мне известно, хотя я нахожусь уже две недели в командировке, разрешение на эксплуатацию Ил-96-300 было подписано Ростехнадзором», — заявил Владимир Беляков агентству РИА «Новости». По его словам, нет технических проблем, которые требовали бы остановки эксплуатации самолета.
Заявление Белякова вполне согласуется со словами Бориса Алешина, руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспрома). «Сроки выполнения работ по устранению неисправностей, обнаруженных на Ил-96-300, зависят от ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество. — «Газета.Ru») и ОКБ им. Ильюшина. Надеюсь, что эксплуатация этих самолетов будет разрешена уже к концу этой недели. Соответствующее письмо с просьбой разрешить эксплуатацию самолетов Ил-96-300 я уже направил Александру Нерадько», — сообщил ранее Алешин.
И все же заявления представителя «Ильюшина» могут оказаться преждевременными.
В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которую возглавляет Александр Нерадько, фактически опровергли заявление Владимира Белякова. «У меня нет информации о снятии запрета с эксплуатации Ил-96-300», — передал «Газете.Ru» через пресс-службу Андрей Елистратов, начальник управления летной годности воздушных судов этой службы.
За последний месяц чиновники и представители лизинговых компаний уже не первый раз рапортуют об отмене запрета на эксплуатацию двух президентских самолетов и остальных 11 самолетов Ил-96-300.
1 сентября на заседании в Роспроме были приняты две программы по устранению дефектов самолетов, но они касались только двух лайнеров – президентского и самолета, предоставленного кубинской авиакомпании Cubana. Согласно программам, планировалось починить самолет ГТК «Россия» к 5 сентября, а кубинский — к 7 сентября. Но планы до сих пор не были выполнены.
А 21 сентября министр транспорта Игорь Левитин заявил в Госдуме, что эксплуатация самолетов Ил-96-300 может быть возобновлена уже в ближайшее время. «Думаю, что уже в ближайшее время самолеты Ил-96 вернутся в строй», — сказал министр. Но он подчеркнул, что запрет будет снят не со всех самолетов. Например, у самолетов ГТК «Россия» не только до сих пор не устранены выявленные недостатки, но уже обнаружились новые дефекты.
Пока все спорят о снятии запрета с эксплуатации Ил-96, «Аэрофлот», который использует шесть таких самолетов, подсчитывает убытки. По словам замгендиректора компании по финансовому планированию Михаила Полубояринова, прямые расходы «Аэрофлота» от запрета эксплуатации Ил-96 составили $2–3 млн, а потери выручки — около $15 млн.
Несмотря на значительные убытки, акционеры «Аэрофлота» на внеочередном собрании 19 сентября одобрили приобретение на условиях лизинга шести новых самолетов Ил-96-300 у «Ильюшин Финанс Ко» сроком на 15 лет.
«Возможно, претензий к самолетам Ил-96, как типу, действительно больше нет. Но с одной лишь оговоркой — осталось привести в соответствие с нормой каждый конкретный самолет», — отмечает Олег Пантелеев, ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности».
По его словам, собрание акционеров «Аэрофлота» приняло решение о заключении новых контрактов с «Ильюшин Финанс» под давлением Национальной резервной корпорации (НРК), владеющей около 30% акций «Аэрофлота». «Хотя ситуация с Ил-96 по-прежнему неопределенная, НРК — основной владелец «Ильюшин» – продолжает лоббировать интересы своей компании», — считает Пантелеев.