Госдума приняла проект федерального бюджета на 2006 год в первом чтении. В случае с проектом бюджета на 2006 год принятие проекта в первом чтении, когда одобряется концепция в целом, было решающим этапом.
Одобрение бюджета в первом чтении означает, что Госдума согласилась на предложенную правительством конфигурацию стабилизационного фонда, на формирование инвестиционного фонда, а также приняла запланированный правительством общий объем доходов и расходов.
Между тем эти элементы бюджета (а не конкретное распределение денег по статьям расходов, которое обсуждается в последующих чтениях), вызывали нарекания как у депутатов, так и у независимых экономистов.
Правительство по-прежнему не может внятно объяснить, почему сверхдоходы от нефти нужно складывать в стабилизационный фонд и инвестировать их в иностранные ценные бумаги, одновременно жалуясь на нехватку инвестиций в реальный сектор отечественной экономики. Вопросы вызывает и решение установить среднегодовую цену на нефть на 2006 год на уровне всего $40 за баррель, когда на мировом рынке сырье сейчас стоит более $60 за баррель. Занижение цены на нефть при проектировании бюджета существенно ограничивает прогнозируемый прирост доходов и, соответственно, расходов бюджета.
Депутаты фракции «Родина» предложили в четверг снять с рассмотрения предложенный правительством бюджет.
Снять с обсуждения правительственный проект Госдума не решилась, но все же при необходимых 226 голосах за это предложение проголосовало 112 депутатов, а против всего 23.
Министр финансов Алексей Кудрин постарался убедить депутатов в том, что они приняли правильное решение, не отклонив проект. Выступление его было эмоциональным. Министр сообщил, что такие страны, как Алжир, Кувейт и Индонезия, тоже верстали свои бюджеты на 2006 год исходя из невысокой цены на нефть — $35 за баррель. А чтобы наконец до депутатов дошло, почему нельзя тратить деньги из стабфонда, министр прибег к простейшим примерам.
По его словам выходило, что расходовать стабфонд на модернизацию и расширение отечественного производства – это то же самое, что попросить Центробанк «напечатать деньги и потом купить на них станки».
Тонкости экономической теории не нашли отклика в депутатских душах. Даже в душах, принадлежащих депутатам «Единой России». «Как можно сравнивать деньги от экспорта добытой российскими компаниями нефти с напечатанными?» — недоумевал единоросс Павел Воронин. Другой единоросс Андрей Кнорр поинтресовался, почему российское правительство вкладывает деньги стабфонда в иностранные бумаги всего под 3–4%, а не следует примеру Норвегии, которая размещает средства своего фонда будущего поколения в акции ликвидных компаний, в том числе и национальных, под 9% и большую часть дохода от них пускает на социальные нужды.
Избранный правительством способ хранения денег стабфонда не находит понимания и у Счетной палаты России. Глава СП Сергей Степашин, представивший заключение палаты на проект бюджета, указал, что вопрос об эффективности вложения средств стабфонда в бумаги иностранных государств вызывает сомнения «с точки зрения их обесценивания в процессе хранения». По его мнению, средства стабфонда можно вкладывать и в бумаги крупных отечественных компаний – «не обязательно нефтяных».
Широко разрекламированные президентом повышения зарплат медикам, учителям и военным в бюджете никак не отражены. В бюджете пока заложена индексация пенсий на 7% и зарплат бюджетникам на 15%. «Индексация пенсий предусмотрена по нижнему уровню – по уровню прогнозируемой инфляции, а где гарантии, что этот прогноз снова не будет превзойден?» — подчеркнул Степашин.
Все фракции, кроме «Единой России», заявили, что будут голосовать против предложенного правительством бюджета. «Вы ведете страну к кризису», — сказал представитель КПРФ Иван Мельников. Он назвал «циничным политическим блефом» основной тезис бюджетного планирования на 2006 год – «от политики стабилизации к экономическому развитию». По мнению Мельникова, власть намеренно откладывает деньги в кубышки, боясь социального взрыва:
«Власть понимает, что попытка реализовать подготовленные реформы — ЖКХ, образования, здравоохранения, повышение пенсионного возраста — приведет к серьезному социальному обострению. Поэтому делает ставку не на попытку развития, а откладывает средства на борьбу с тем кризисом, к которому ведет ее социально-экономическая политика».
Фракция «Родина» высказалась против самой концепции бюджета, предложив свою, в которой большая часть средств пускается на социальные расходы. Видя такое единодушие коллег, руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский даже предложил оппозиционным фракциям объедниться в одну. «Чтобы изменить экономический курс, надо прекратить липовые варианты существования оппозиции, которые мы имеем сейчас», — подзадоривал он коллег.
Наиболее последовательную критику правительственного проекта высказали единороссы. Владимир Морозов раскритиковал правительство за плохое планирование доходжной и расходной части бюджета: «То ли вы не умеете считать, то ли хотите нас ввести в заблуждение». Он указал на такие «узкие места бюджета», как недофинансирование регионов и недостаточность социальных расходов: «Многие реальные полномочия по социальным обязательствам, которые передаются бюджетам регионов, остаются необеспеченными». Несмотря на это, решение «Единой России» поддержать бюджет было непоколебимым.
«Это брак по принуждению, — прокомментировал решение Владимир Жириновский. – Ни один депутат в Госдуме сейчас не встанет и не скажет, что он любит правительство. У вас есть этот 331 голос, но ни один из них не добровольный».