38-летний предприниматель и общественный деятель Баяман Эркинбаев считался одним из главных вдохновителей и организаторов «тюльпановой революции» 24 марта 2005 года в Киргизии. Как бы в награду за свою революционную активность он получил престижную общественную должность президента Национального олимпийского комитета. До 24 марта НОК Киргизии возглавлял сын экс-президента республики Айдар Акаев. Кроме того, весной Эркинбаев стал депутатом национального парламента.
Покушение на Эркинбаева произошло минувшей ночью. Киллер ждал Эркинбаева у входа в подъезд его дома на одной из центральных улиц Бишкека.
Выстрелов было два – и оба смертельные. Одно ранение в шею, другое – в грудь.
Эркинбаев скончался в реанимационном отделении Национального госпиталя всего через час после покушения.
Всю государственную карьеру Эркинбаева сопровождали полууголовные скандалы. Во-первых, 29 апреля этого года некий злоумышленник уже пытался убить депутата выстрелами из пистолета на северной окраине Бишкека, но промахнулся и лишь легко ранил в лицо (ему отстрелили часть носа, о чем «Газета.Ru» сообщала). Во-вторых, весной депутат Эркинбаев попал в затруднительное для себя положение на малой родине – в Карасуйской области. Как писала «Газета.Ru», Эркинбаев контролировал в этом приграничном регионе рынки. Однако местные криминальные группировки попытались отбить у депутата контроль над бизнесом. В частности, толпа штурмовала офис одной из компаний Эркинбаева.
Наконец, в-третьих, в последние дни в Киргизии широко обсуждается распространенное в интернете открытое письмо депутата Эркинбаева. За два дня до гибели депутата в сети появилось якобы написанное им письмо (правда, аутентичность заявления признается не всеми киргизскими политиками, опрошенными «Газетой.Ru»), где Эркинбаев, в частности, просит прощения у людей, которых он втянул в события 24 марта – «этот погром страны», «хорошо разыгранный спектакль», который «отвлек всех нас от бдительности и позволил оказаться у власти самым настоящим гангстерам». Причем в этом заявлении, если оно, конечно, подлинное, Эркинбаев даже просит прощения у свергнутого президента Акаева, «которому я был врагом, а должен был стать другом и единомышленником».
В четверг с утра киргизский парламент созвал экстренную сессию, посвященную исключительно убийству депутата. Депутаты специальным постановлением вызвали президента Курманбека Бакиева, премьер-министра Феликса Кулова и руководителей силовых ведомств. Через парламентские микрофоны (велась прямая радиотрансляция на всю республику) прозвучали диаметрально противоположные мнения и оценки. От «случайной криминальной разборки» до «отстрела молодых и талантливых политиков». Некоторые депутаты обвинили президента и правительство в «неэффективности и потворстве криминалитету». В ответ президент Бакиев обвинил часть парламентариев и правоохранительные органы в сращивании с организованной преступностью и подчеркнул, что новая власть физически не могла всего за полгода «выкорчевать коррупцию, пышно расцветшую до революции».
Некоторые депутаты, возмущенные расправой над своим коллегой, потребовали отставки президента и правительства или, по крайней мере, руководителей силовых структур. Поддержки большинства эта идея не нашла.
Однако более всего поразило выступление Феликса Кулова, бывшего сотрудника КГБ и руководителя всех силовых ведомств республики. Он сообщил депутатам, что за день до убийства встречался с Эркинбаевым. Тот сказал премьеру, что боится за свою жизнь, и назвал человека, готовящего покушение на него. Называть фамилию в зале заседаний Кулов не стал, пообещав сделать это завтра.
«Газета.Ru» будет следить за развитием политического кризиса в Киргизии.