Во вторник стало известно, что правозащитник Михаил Трепашкин, арестованный неизвестными сотрудниками правоохранительных органов в воскресенье, находится в СИЗО № 1 Екатеринбурга, где содержался несколько месяцев назад перед отправкой в колонию-поселение. Как сообщила «Газете.Ru» адвокат Трепашкина Елена Липцер, соответствующую информацию сообщили ей днем по телефону екатеринбургские журналисты.
Правда, пока, по словам адвоката, получить официальное подтверждение этих данных ей не удалось.
«Я звонила в СИЗО — но там уже никого из руководства не было, а дежурный сказал, чтобы я перезвонила в среду утром», — заявила Липцер. По словам адвоката, если Михаил Трепашкин действительно находится в екатеринбургском СИЗО, то нынешние действия правоохранительных органов противоречат закону: о том, что Трепашкин доставлен в следственный изолятор, должны были сообщить хотя бы его жене Татьяне Трепашкиной. Однако ни супруге правозащитника, ни его адвокату никто не звонил.
На «Эхо Москвы-Екатеринбург» «Газете.Ru» подтвердили, что один из сотрудников радиостанции получил информацию о местонахождении Михаила Трепашкина в пресс-службе ФСИН Свердловской области. Разговор с начальником пресс-службы ведомства Еленой Тищенко был записан на пленку. «Михаил Трепашкин в данный момент находится в следственном изоляторе № 1 Екатеринбурга. Он находится на общих основаниях, в общей камере, в обычной камере. С ним там еще двое подследственных. Он отбывал наказание в колонии города Нижнего Тагила. Рассматривался вопрос о его условно-досрочном освобождении. Потом прокуратура внесла протест на энное решение суда. А как дальше будет складываться судьба, это будет понятно из дальнейших действий суда и органов следствия, наверное. Вот и все», — заявила глава пресс-службы областного ФСИН. Как сообщили сотрудники радиостанции, после этого разговора их корреспондент и позвонил Елене Липцер.
Впрочем, вечером власти начали отказываться от каких-либо комментариев. В частности, в Управлении исполнения наказаний по Свердловской области «Газете.Ru» не сообщили, где находится Трепашкин, сославшись на конец рабочего дня. Дежурный по СИЗО № 1 ответил, что не уполномочен давать информацию о содержащихся в изоляторе. В то же время источник «Газеты.Ru», близкий к администрации СИЗО, дал понять, что правозащитник действительно в Екатеринбурге.
Как уже рассказывала «Газета.Ru», бывший сотрудник ФСБ Михаил Трепашкин был арестован в воскресенье 18 сентября около 12.00 в своей квартире на Азовской улице в Москве. Как рассказала жена правозащитника Татьяна Трепашкина, раздался звонок в дверь, а когда она открыла дверь, то увидела, что на площадке стоят около 20 человек в милицейской форме и штатском. Пришедшие прошли в квартиру и зачитали Михаилу Трепашкину постановление суда о новом рассмотрении прошения об условно-досрочном освобождении (УДО) и предложили проехать с ними. Несмотря на незаконность действий пришедших, Трепашкин согласился. Ему посоветовали собрать теплые вещи и предметы личной гигиены. При этом визитеры не сообщили, куда они его везут. Как бы то ни было, Михаила Трепашкина вывели на улицу, где засняли на видеокамеру. Затем посадили в серебристый ВАЗ-2110 с тонированным стеклами и увезли в неизвестном направлении. С тех пор он не звонил.
Кто именно арестовал Михаила Трепашкина, не известно до сих пор.
По словам Татьяны Трепашкиной, неизвестные «махали перед лицом» удостоверениями, однако она не смогла прочитать на них имена. Кроме того, ей бросилось в глаза, что корочки были совсем новыми, «возможно, липовыми».
Двое в милицейской форме представились как участковый и начальник 13-го отделения участковых ОВД «Зюзино». Однако «Газете.Ru» стало известно, что на территории ОВД нет участка № 13 — вместо него уже много лет работает участок № 2. Несмотря на это, в справочниках такой участок значится. Возможно, «участковые» об этом не знали.
В то же время источник в ГУВД Москвы сказал «Газете.Ru», что, узнав о скандальном задержании правозащитника, в МВД России потребовали от начальства ОВД «Зюзино» написать объяснительную записку. Документ был направлен в правоохранительное ведомство, и в этой бумаге руководство отдела сообщило, что никаких задержаний сотрудники милиции в тот день не проводили. Ранее в ОВД просто сообщали, что «пришедшие к Трепашкиным участковые не подпадают под описания сотрудников, работающих у них».
В ЦОС ФСБ России на вопрос, не имеют ли сотрудники спецслужб отношение к аресту Трепашкина, сказали: «Оставляем вопрос без комментариев. Можете направить письменный запрос, но он очень долго будет рассматриваться, поэтому не советую этого делать. Смысла нет».
Адвокаты предполагали, что Трепашкин находится либо в одном из столичных СИЗО, либо по пути в Нижний Тагил.
Однако в колонии-поселении, где отбывал наказание правозащитник, адвокатам и родственникам правозащитника заявили, что Михаила Трепашкина там нет. Поэтому в понедельник Елена Липцер отправила официальный запрос на имя главы ФСИН Минюста России Юрия Калинина, в котором требовала сообщить, где находится ее подзащитный – однако ответа адвокат до сих пор не получила. Одновременно защита опротестовала арест в Европейском суде по правам человека.
Тем временем во вторник стало известно, что еще в минувшую пятницу Борис Березовский предлагал Михаилу Трепашкину содействие в получении политического убежища за границей.
«В пятницу утром, через два часа после того, как Свердловский областной суд объявил свое решение, Михаил Трепашкин прилетел в Киев. В то же самое время прилетел туда и я – для того чтобы уговорить его, выражаясь простым языком, бежать, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» правозащитник Александр Гольдфарб. – Он мог вылететь в любую западноевропейскую страну, мог попросить политического убежища на Украине, мог уехать в Лондон. Мы его уговаривали сутки». По словам Гольдфарба, с Трепашкиным два раза по телефону говорил Борис Березовский, который предложил свою помощь в получении политического убежища. «Елена Боннер пыталась объяснить, что даже Андрей Дмитриевич Сахаров всегда говорил, что при политических репрессиях лучше уезжать, чем садиться, и что это жертва слишком велика ради любого дела», — сказал он. Но убедить Михаила Трепашкина уехать никому не удалось. «Он был упрям – и сказал, что если уедет – это будет признание вины. А он себя виновным не считает. И что бы далее не происходило, так тому и быть – значит, такова судьба. И вернулся в Москву. Я лично его провожал», — сообщил правозащитник, добавив, что, по его мнению, Михаил Трепашкин в данном случае повел себя совершенно героически, а арест нельзя расценивать иначе, как расправу.
О том, что Михаил Трепашкин сейчас находится в СИЗО № 1 Екатеринбурга, по слдовам Гольдфарба, ему ничего не известно. «Но если это действительно так, значит они везли его туда на самолете – это большая честь», — заявил правозащитник.
Жена Михаила Трепашкина подтвердила, что вместе с мужем летала в Киев – и что он был арестован на следующее утро после возвращения в Москву.
«В Киев мы вылетели в пятницу в 15.15, — сообщила «Газете.Ru» жена опального полковника ФСБ Татьяна Трепашкина. — Там мужу и мне предложили немедленно вылететь в Лондон. Однако Михаил отказался. Он сказал, что слишком удобный момент они выбрали». «Возможно, в Москве именно этого и ждут, чтобы я смылся», — по словам Татьяны, сказал Трепашкин. В Москву супруги вернулись в субботу — самолет приземлился в 18.40, и уже около 21.00 Трепашкины были в своей квартире на Азовской улице. Татьяна не заметила, следили ли за их машиной из аэропорта. «В потоке машин это было сделать трудно», — сказала она. Однако за домом, судя по всему, уже велось наружное наблюдение. «Соседи и наши знакомые заметили, что около дома «гуляли» какие-то подозрительные люди, — сказала Трепашкина. — Там же долго стояла дорогая машина». А уже утром в воскресенье, за несколько часов до ареста, домочадцы правозащитника заметили некоего молодого человека, пристально смотревшего в окна находящейся на первом этаже квартиры Трепашкиных.
«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.