«Газпром» объявил шорт-лист компаний--претендентов на разработку Штокмановского газового месторождения и организации на его базе производства, транспортировки и продажи сжиженного природного газа. В него вошли пять компаний.
Это американские концерны Chevron и ConocoPhillips, норвежские Hydro и Statoil, а также французская Total. Проект разработки Штокмановского месторождения оценивается в $10 млрд.
По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, относительно распределения миноритарных долей участников консорциума пока нет никаких предварительных установок. Но «Газпром» получит контрольный пакет, заявил Миллер.
По словам Миллера, по срокам ввода месторождения «Газпром» ориентируется на 2010 год, а финансирование проекта будет определено после формирования консорциума. Две-три компании из предварительного списка «Газпром» выбирет в течение полугода. Консорциум будет сформирован в первом квартале 2006 года.
По сообщению главы концерна, при выборе компаний «Газпром» прежде всего интересовал опыт работы претендентов на шельфе, на рынке сжиженного природного газа (СПГ) и маркетинговые возможности. «Финансовый аспект не являлся определяющим», — сказал Миллер.
Глава российской монополии отметил, что при дальнейшем формировании маркетинговой структуры консорциума возможны различные конфигурации. «Мы будем определять маркетинговую стратегию прежде всего с теми компаниями, которые вошли в шорт-лист, но с учетом того, что есть компании, которые не претендуют на участие в разработке месторождения и строительстве завода по производству СПГ, а их интересует только сбыт СПГ», — сказал Миллер, упомянув американскую компанию Sempra Energy.
Глава «Газпрома» заявил, что штокмановский проект может быть реализован на условиях соглашения о разделе продукции.
«Режим СРП учитывает особенности месторождений. Для Штокмана это единственный вариант. Но сегодня СРП нежизнеспособно. Для того чтобы привести этот режим в порядок, требуется не меньше трех лет. В принципе «Газпром» теперь заинтересован в том, чтобы пролоббировать усовершенствование законодательства по СРП», — отмечает директор научно-консалтинговой компании «СРП-Экспертиза» Михаил Субботин.
В структуре мировых запасов газа Россия занимает первое место. Желание иностранных компаний поучаствовать в разработке российских месторождений вполне понятно.
Несмотря на заявление Миллера о неважности «финансового аспекта», приход американских инвесторов объясняется тем, что освоение Штокмана потребует крупных расходов, часть которых американские компании легко возьмут на себя. «Они вполне могут себе это позволить, — уверен аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов. — Выбор ConocoPhillips объясняется тесными связями этой компании с Россией. ConocoPhillips — крупный акционер «ЛУКойла». Стратегический альянс этих компаний получил одобрение на высшем уровне. При этом американская компания нацелена на увеличение запасов».
Эксперт затруднился предположить, чем привлек «Газпром» американский концерн Chevron. «Эта компания работает преимущественно на рынке Казахстана», — удивлен Суворов.
Россия заинтересована в расширении своего присутствия на рынке сжиженного газа США. В обмен на доступ американских компаний к Штокмановскому месторождению «Газпром» может закрепить позиции в Америке. Не исключено, что российская монополия примет участие в строительстве или приобретении предприятий нефтегазовой индустрии США.
«У «Газпрома» четкие планы по продаже сжиженного газа в США, — отметил Михаил Субботин. — К тому же американские компании имеют опыт работы на севере Аляски, в схожих климатических условиях».
Штокмановское месторождение находится в Баренцевом море. Это увеличивает сложность и рискованность добычи газа. Для его разработки требуется опыт компаний, которые уже ведут добычу на подобных месторождениях, а также надежное надежное оборудование. И тем и другим обладают норвежские компании Hydro и Statoil. В том, что они войдут в шорт-лист, участники рынка не сомневались.
«У России и Норвегии есть территориальный спор в районе Шпицбергена. Там тоже добывается газ. Возможно, допустив норвежцев к разработке Штокмана, Россия сможет безболезненно урегулировать претензии Норвегии», — отмечает Суворов.
Аналитиков удивило отсутствие в шорт-листе японских компаний и, напротив, включение в него французской Total. «Единственная неожиданность по сравнению со слухами — Total вместо Shell. Второе — японцев не включили, хотя это тоже обсуждалось», — сказал аналитик Brunswick Каха Кикнавелидзе.
«Конечно, мы огорчены тем, что «Газпром» не включил нас в свой список. Уверен, что наши предложения были очень хорошими, но почему они не заинтересовали «Газпром», следует спрашивать у него. В плане дальнейшего сотрудничества мы не ожидаем никаких перемен в хушую сторону, будем продолжать работать», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе Shell.
«Shell ведет непростые переговоры с «Газпромом» по проекту «Сахалин-2», — отмечает Михаил Субботин. — У компаний есть чем заняться помимо Штокмана. К тому же создание альянса не означает, что его состав не может меняться. Нет ощущения, что кого-то дискриминировали. У Японии, к примеру, четкие интересы на Сахалине. Но на Штокмане они не просматриваются».