Напряженный, полный слухов, сплетен и домыслов финальный день Венецианского кинофестиваля завершился парадоксом. Жюри во главе с Данте Ферретти, оформившим своими назойливыми львиными статуэтками стоимостью в миллион евро как прошлогоднюю, так и нынешнюю Мостру, провело аккуратную работу.
Ни к одной объявленной награде невозможно предъявить серьезных претензий. За единственным исключением.
«Золотой Лев» за лучший фильм присужден мастерской, но абсолютно традиционной, несмотря на радикальный сюжет, картине Энга Ли «Горбатая гора» — американской любовной эпической истории, без тени иронии спрятанной в оболочку гомосексуального вестерна.
Поставленный по мотивам опубликованного в 1997 году в «Нью-йоркере» рассказа Энни Проулкс, фильм рассказывает о двух молодых ковбоях, летом 1963 года получивших работу на ферме в Вайоминге. Однажды ночью виски, молодость и одиночество пересилили застенчивость и предрассудки. Это стало началом хорошей дружбы. Семьи и дети, появившиеся со временем у каждого, не стали ей помехой.
Бывает… Добавить что-то еще к новой работе режиссера «Крадущегося тигра, невидимого дракона» решительно нечего.
«Серебряный Лев» за лучшую режиссуру получил француз Филипп Гаррель — трудоголик, известный преимущественно киноманам и профессионалам — за совершенную и скучноватую трехчасовую зарисовку в черном и белом «Постоянные любовники».
Италия всегда была в сложных отношениях со своим великим сыном Бернардо Бертолуччи, и этой наградой она берет эмоциональный реванш.
Неоромантическая картина Гарреля о революции баррикад 68 года во Франции – спор с оберточными полноцветными «Мечтателями» Бертолуччи. Главную роль в обеих картинах исполнил жгучий красавец Луис Гаррель – сын режиссера. Оператор Уильям Любчанский (работавший с Отаром Иоселиани), снявший «Постоянных любовников», отмечен наградой «за техническое совершенство».
Очень почетный и личный «Специальный приз жюри» за самый современный фильм конкурса в виде какой-то тяжеленной стеклянной тарелки уволок культовый и страшный Абель Феррара, пожелавший удачи «отцам и детям». «Чаша Вольпи» за лучшую мужскую роль ушла несгибаемому и подсохшему американцу, одновременно похожему на англичанина и итальянца — Дэвиду Стрэтхэму, работавшему в дуэте с Клуни в картине последнего «Спокойной ночи и удачи». Перед тем как покинуть сцену, Стрэтхэм попытался из полученной пустой чаши напиться.
Премию ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) за лучший фильм конкурсной программы, как и выходило по рейтингам прессы итальянской, получил крайне популярный в Италии и живущий там уже полгода Джордж Клуни за ту же «Спокойной ночи…». Он же разделил справедливо полученную награду за лучший сценарий со своим напарником Грантом Хеслоу. Новая режиссерская работа Клуни до последнего момента считалась фаворитом, и обилие второстепенных призов как бы компенсирует потерю ожидаемого главного.
«Особый Лев» вручен Изабель Юппер за то, что она ушла от мужа, а потом вернулась в камерной пьесе по рассказу классика Джозефа Конрада в постановке Патриса Шеро «Габриэль».
Вторая конкурсная программа «Горизонты», которая в этом году была чуть ли не интересней основного конкурса, поддержала двумя главными наградами мощную волну восточноевропейского кино.
За лучший фильм награжден поляк Лех Ковальский за парадоксальную и неожиданную документальную работу «Восток Рая». А в качестве парадокса лучшей документальной работой призвана мистификация екатеринбуржца Алексея Федорченко «Первые на Луне». Лента, смешавшая кадры советской хроники и безупречно стилизованные под них игровые фрагменты, рассказывает об успешном полете советских космонавтов на Луну в 1938 году. Задокументировали историю подвига советских людей операторы НКВД.
Таким образом, несмотря на неудачу футбольного «Гарпастума» Германа-младшего в основном конкурсе, Россия снова стала обладателем венецианского приза. Кстати, «Первые на Луне» станут первой венецианской картиной, что появится в отечественном прокате – фильм выходит уже в конце сентября.
А чтобы не создалось впечатление второсортности наград «Горизонтов», можно добавить, что ФИПРЕССИ в этой программе получил сам великий Вернер Херцог за радикальную визуально-текстовую абстракцию «Дикая синяя глубина».
От этого особенно жаль, что, хотя российский зритель со временем увидит большинство фильмов основной венецианской конкурсной программы, более интересные и необычные картины «Горизонтов» его глазу, к сожалению, не достанутся.