Год спустя после взрыва у станции метро «Рижская» следователи заявляют, что личность террористки-смертницы до сих пор не установлена, однако удалось арестовать трех подозреваемых в организации этого теракта. Взрыв у входа в вестибюль метро «Рижская» в Москве произошел вечером 31 августа 2004 года, спустя шесть дней после терактов в пассажирских самолетах Ту-154 и Ту-134, летевших из Домодедово в Сочи и Волгоград. Во время теракта у станции метро «Рижская» погибли 10 человек, включая двух террористов, еще более 50 человек были ранены, 46 из них — госпитализированы.
Личность террористки, взорвавшей сумку, в которой находилось около 2 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте, следователи установить так и не смогли. Сначала предполагалось, что взрыв совершила Роза Нагаева, приехавшая в Москву из Грозного вместе с тремя другими подготовленными для терактов смертницами. Однако позже прокуратура официально опровергла сообщения о причастности Розы Нагаевой к этому теракту. В апреле текущего года замгенпрокурора Николай Шепель вообще заявил, что Роза Нагаева была одной из смертниц, убитых в школе Беслана.
Теракт, скорее всего, так и остался бы нераскрытым, если бы не случайность.
Вместе с террористкой-смертницей случайно погиб ее сообщник – один из организаторов теракта Николай Кипкеев. Как выяснила прокуратура Москвы, Кипкеев был «куратором» террористки, он шел на задание с поддельным паспортом на имя 37-летнего уроженца Грузии Николая Самыгина и вовсе не собирался умирать вместе с террористкой. Однако взрывное устройство сработало раньше времени (якобы террористка испугалась, увидев милиционера у входа в вестибюль, и взорвала бомбу раньше срока) и Кипкеева зацепило осколками. Если террористку разорвало на куски, то ее сообщник еще некоторое время был жив, он скончался в НИИ им. Склифосовского утром 1 сентября. Спустя несколько недель, когда следователи поняли, что паспорт Самыгина поддельный, оперативники стали выяснять личность террориста.
Выяснилось, что погибший – один из лидеров карачаевского джамаата «Мусульманское общество №3», возглавляемого известным террористом Ачимезом Гочияевым (его до сих пор разыскивают за совершение терактов в жилых домах в Москве и Волгодонске осенью 1999 года). По данным следствия, 37-летний Николай Кипкеев родился в Карачаево-Черкесии, участвовал в незаконных вооруженных формированиях, дважды был судим, а с 2002 года находился в федеральном розыске.
По мобильному телефону, обнаруженному у Кипкеева, следователи вышли на его сообщников.
Первым задержанным по делу о взрыве был 29-летний балкарец, ведущий специалист Департамента судебных приставов Минюста Мурат Шаваев, московский знакомый Кипкеева. Сначала, в декабре 2004 года, следователи его отпустили, решив, что Шаваев не имеет отношения к теракту. Затем, весной 2005 года, его снова задержали в столице. Следствие выяснило, что Шаваев был связным между исполнителями взрывов и заказчиком терактов – Ачимезом Гочияевым, в функции Шаваева входил доклад о ходе той или иной операции боевиков.
Следователи смогли выявить и другого его сообщника.
В одном из интернет-кафе Воронежа 8 мая 2005 года был арестован бывший военнослужащий Минобороны, принявший ислам и перешедший на сторону чеченских боевиков – Максим Панарьин (в СМИ его также называли Павлом Косолаповым).
По данным следствия, в период с 1999 по 2002 год Панарьин принимал участие в боевых действиях в Чечне. В 2003 году по фальшивым документам он легализовался на территории России, чтобы провести ряд терактов. В конце 2003 года боевик прибыл в Воронеж, где совместно с другим членом карачаевского джамаата осуществил три взрыва. После ареста Панарьин признался в подготовке теракта у «Рижской»: вместе с Николаем Кипкеевым он готовил этот теракт в Москве, а затем бежал из столицы в Воронеж. Кроме того, Панарьин признался в совершении взрыва в метро «Автозаводская» и на автобусных остановках в Воронеже. Его также подозревают в организации взрывов на вещевом рынке Самары и в Минеральных водах. Еще один сообщник задержанных – некто Хубиев, также принимавший участие в теракте на «Рижской», был задержан в столице одновременно с Панарьиным и Шаваевым, весной 2005 года. По данным следствия, его роль в организации теракта у «Рижской» не была основной.
После того как Панарьин, Шаваев и Хубиев были арестованы, дело о теракте у станции метро «Рижская» передали в Генпрокуратуру, где его объединили с другими уголовными делами о терактах на автобусных остановках в Воронеже.
С тех пор как за дело взялась Генпрокуратура, больше о расследовании этого взрыва новых данных не появлялось. Заказчики теракта – Ачимез Гочияев и Шамиль Басаев – до сих пор на свободе.
Сегодня москвичи будут вспоминать погибших во время теракта.
У памятного знака рядом со станцией метро вновь будет множество цветов и зажженных поминальных свечей. Некоторые горожане и гости столицы уже положили к подножию знака гвоздики, есть также несколько православных икон. Для родственников и друзей погибших оградят небольшую площадку возле вестибюля, где они смогут находиться весь день. На месте трагедии соберется, по предварительным данным, несколько десятков человек.