Третий рабочий день Международного авиационно-космического салона МАКС-2005, который проходит в Жуковском, стал кульминационным в своей космической части. Руководство Роскосмоса и РКК «Энергия» представили новые отечественные проекты в сфере пилотируемой космонавтики: многоразовый корабль «Клипер» и коммерческий тур вокруг Луны.
Впрочем, сначала представители Роскосмоса напомнили о настоящем пилотируемой космонавтики России — Международной космической станции. В последние годы она оттягивала на себя большую часть космического бюджета страны. После катастрофы шаттла Columbia на обеспечение работоспособности МКС тратилось до 80% всех средств, выделяемых на отечественный космос. При этом российский сегмент станции фактически не развивался. Теперь же, как сообщил руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, Россия активизирует свои работы на МКС.
По словам представителя Роскосмоса, весной 2006 года российская сторона полностью выполнит свои обязательства по кораблям «Союз» перед NASA. Это значит, что программу российского сегмента можно будет расширить.
Краснов напомнил, что в октябре 2005 года к МКС отправится экипаж в составе космонавта Валерия Токарева, астронавта NASA Уильяма МакАртура и туриста Грегори Олсена. А вот в апреле 2006 года американского астронавта на «Союзе» уже не будет. «В экипаж войдут два российских космонавта — Павел Виноградов и Дмитрий Кондратьев, а третье кресло займет либо космический турист, либо астронавт Европейского космического агентства», — пояснил Краснов. «Запросов на приобретение места на апрельском «Союзе» от NASA еще не поступало», — уточнил он.
«Сейчас американская сторона рассчитывает, что весной все-таки полетит очередной шаттл, Atlantis, — сообщил Краснов. — На его борту NASA планирует отправить астронавта на смену МакАртуру». Однако, как отметил представитель Роскосмоса, недавний полет Discovery показал, что особой уверенности в системе Space Shuttle больше нет. «Мы неоднократно обсуждали тему безопасности экипажа МКС с NASA и предлагали разработать механизм по срочному приобретению дополнительного «Союза» в качестве корабля-спасателя (что обойдется американцам в $65 млн — «Газета.Ru»). Это позволило бы сделать программу более гибкой, — уточнил Краснов. — Но ответной инициативы со стороны NASA нет». В США все еще действует так называемый закон Гилмора, который ограничивает закупку продукции предприятий ракетно-космической промышленности России. Ограничение может снять конгресс США, напомнил Краснов, но обсуждать эту тему американские конгрессмены начнут не ранее сентября.
Пока же NASA медлит с покупкой российских «Союзов», Роскосмос надеется продать один из кораблей американским миллионерам. В придачу прилагается тур вокруг Луны.
Инициатором этого проекта стал новый глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов. В первой половине августа Роскосмос вместе со своим постоянным партнером в сфере туризма — компанией Space Adventures — уже представили в Нью-Йорке «лунный тур», сегодня Севастьянов рассказал о подробностях этого проекта посетителям МАКСа. Он, в частности, сообщил, что экспедиция рассчитана на 12 суток, двух туристов и одного командира корабля. На корабле «Союз» экипаж доберется до МКС — для адаптации. Тем временем с Земли стартует ракета-носитель с разгонным блоком. На шестые сутки полета «Союз», отстыковавшись от станции, состыкуется с блоком и с его помощью получит импульс для облета Луны. Сам облет произойдет на девятый день, после чего, насладившись видами спутника Земли, туристы вернутся на Землю.
Севастьянов отметил, что не сомневается в успехе задумки. Все, что нужно сделать для осуществления этого проекта, по его словам, это доработать «Союз» (улучшить теплозащиту, увеличить запасы воды и провианта на борту) и разгонный блок (установить стыковочный узел, поработать над системой стабилизации). А ракеты-носители «Союз» и «Протон» (или «Зенит») полетят в том варианте, в котором они существуют сейчас.
«Мы беремся реализовать этот проект в 2009 году», — пообещал Севастьянов.
Если, конечно, в ближайшее время найдутся два бесстрашных мультимиллионера, которые захотят стать первыми в истории пилотируемой космонавтики туристами, облетевшими Луну и вернувшимися на Землю. Каждому из них этот полет обойдется в $100 млн, в обмен на которые они должны будут больше недели провести в тесном «Союзе». Кстати, представитель компании Space Adventures в России Сергей Костенко сказал корреспонденту «Газеты.Ru», что интерес к этому проекту в США огромный. Правда, от ответа на вопрос, есть ли уже обращения от возможных туристов, он уклонился.
Но облет Луны, как оказалось, не самое грандиозное предложение РКК «Энергия». Севастьянов представил сегодня журналистам план высадки туристов на этот спутник.
Как известно, ни советские, ни российские космонавты до сих пор так и не были на Луне, в отличие от своих американских коллег. По замыслу Севастьянова, для России открывается такая возможность — за счет состоятельных туристов. Стоимость этого тура осталась неназванной (видимо, потому что в РКК «Энергия» ее еще всерьез не просчитывали). Однако, как сказал глава корпорации, «если уже сейчас решить все финансовые вопросы, высадка будет возможна в 2012 году» (американцы, кстати планируют вновь высадиться на Луне не ранее 2015 года).
Впрочем, если на Луну к тому времени «Союзы» так и не полетят, эту задачу возложат на новые многоразовые корабли «Клипер».
Полномасштабный макет космического корабля 5-го поколения (так «Клипер» назвал Севастьянов) Роскосмос представил широкой публике впервые. И, надо сказать, что у посетителей МАКС-2005 он вызвал неподдельный интерес: очередь у «Клипера» выстраивается каждое утро и не иссякает до самого вечера. Севастьянов сообщил, что корабль планируется построить к 2012 году, а с 2015 года он станет основным транспортным средством в российской пилотируемой космонавтике. Правда, его успехи Россия разделит с европейскими партнерами. Как уже рассказывала «Газета.Ru», «Клипер» задумывается как совместный российско-европейский проект — и в техническом, и в финансовом плане.
По мнению наблюдателей, амбициозные планы Роскосмоса и «Энергии» могут так и остаться планами. Прежде всего — из-за отсутствия финансирования.
Эксперты в космической отрасли, с которыми поговорил корреспондент «Газеты.Ru», считают, что даже если с технической стороной этих проектов будет все впорядке, найти туристов, которые согласятся сейчас оплатить строительство корабля, а полететь на Луну, в лучшем случае, через 5 лет, будет непросто. К тому же, этот полет будет для России первым, а значит экспериментальным и достаточно рискованным. Даже если ракета-носитель, корабль и разгонный блок не подведут (все они успешно работают), то сама технология (например, стыковка «Союза» и разгонного блока) может дать сбой.
Что же касается «Клипера», то здесь все будет зависеть от успешности международного сотрудничества и заинтересованности сторон в этом проекте. Первые переговоры по финансовой стороне программы «Клипер» пройдут 5 декабря.