— Олег Петрович, часто можно услышать мнение о том, что фондовый рынок в России не играет той роли, которая присуща ему в странах с развитой экономикой. Какие факторы препятствуют росту фондового рынка России и какие меры необходимо принять для обеспечения его развития?
— Организованный биржевой рынок появился в России недавно, десять лет назад, но даже за это время в том, что касается развития рынка, удалось сделать очень многое. Во-первых, сегодня можно констатировать серьезное продвижение в области технологических решений. Уже в ближайшее время мы выйдем в этом отношении на уровень наших западных конкурентов. Во-вторых, нельзя не заметить хороший, последовательный рост объема торгов. Кроме того, налицо существенные качественные изменения — появляются новые интересные сегменты финансового рынка, например рынок деривативов.
С другой стороны, основными игроками на российском фондовом рынке пока остаются профучастники, то есть институциональные инвесторы. Но такое развитие рынка является стандартным — сначала крупнейшие участники консолидируют свои возможности, а на последующих этапах к ним присоединяются частные инвесторы. Такая модель развития рынка характерна и для других стран, Россия в этом отношении не исключение.
Сейчас, по разным оценкам, в биржевых торгах принимают участие от 80 до 100 тыс. частных инвесторов.
Потенциально на фондовый рынок могут выйти минимум в 10–15 раз больше физических лиц. Такие перспективы обусловлены развитием отечественной экономики, более высокой, чем у других финансовых инструментов, эффективностью инвестирования денежных средств на фондовом рынке, а также регулированием со стороны государственных органов.
Но инвестирование на фондовом рынке требует достаточно серьезной теоретической подготовки, что, естественно, сдерживает рост числа частных инвесторов. В связи с этим одна из наших приоритетных задач — это популяризация фондового рынка, повышение общей грамотности населения в этой области, а также создание понятных и доступных технологий, привлекательных для частных инвесторов.
— Российские компании, несмотря на недовольство ФСФР, предпочитают проводить первичное размещение акций (IPO) на западных площадках. Чем это объясняется? Ситуация изменится?
— Я не вижу серьезных технологических или экономических факторов, лежащих в основе этого явления.
Могу лишь сказать, что все последние размещения крупных российских компаний, прошедшие в Лондоне или Нью-Йорке, можно было бы без каких-либо проблем провести через РТС.
Наши технологии дают западным инвесторам возможность купить бумаги российских компаний на внутреннем рынке, причем исключая валютные риски: на классическом рынке внутри РТС иностранцы могут покупать российские бумаги за доллары. Все необходимые для этого технологии существуют уже порядка десяти лет и достаточно отработаны.
Проведение IPO в России практически ничем не отличается для отечественных компаний от размещения за границей, за исключением, разумеется, стоимости этого мероприятия.
С экономической точки зрения размещение в том же Лондоне несопоставимо дороже размещения внутри страны, в сравнении с ним проведение IPO в РТС выглядит практически бесплатным.
— Российский фондовый рынок называют рынком «голубых фишек» — высококапитализированных компаний, количество которых невелико. Какую роль призван играть второй эшелон — менее ликвидные акции?
— Действительно, порядка 90% объема российских торгов сосредоточено в «голубых фишках». И это плохая тенденция, особенно с учетом того, что в последнее время количество таких эмитентов уменьшается: раньше их было десять, теперь осталось только семь. Фондовый рынок должен предлагать инвесторам тысячи инструментов. Акции среднекапитализированных компаний по мере увеличения оборота и повышения ликвидности должны приобретать статус «голубых фишек». И мы, со своей стороны, видим нашу стратегическую задачу в создании новых инструментов для фондового рынка, а также условий, при которых ликвидность максимально возможного числа бумаг будет расти.
Определенные достижения в этой области у нас уже есть. 23 ноября 2004 года начались торги в ОАО «Биржа РТС», главная задача которого — повышение ликвидности акций второго эшелона. Сейчас по 80 бумагам, торгующимся на этой площадке, ликвидность уже появилось, причем по 39 акциям она была создана сразу, путем введения института биржевых специалистов. Надеемся, что эти бумаги впоследствии пополнят ряды «голубых фишек».
— Индекс РТС достигает новых исторических максимумов. Считаете ли вы возможным его дальнейший рост?
— В том, что будет дальнейший рост индекса, я уверен. Необходимые резервы для этого есть: список бумаг, входящих в индекс, широк: в нем представлены многие среднекапитализированные компании, к которым, как мы надеемся, будет привлечено особое внимание инвесторов. Некоторая коррекция, как явление закономерное, безусловно, возможна.
Что же до обвала рынка, то есть резкого падения индекса, то предпосылок этому в настоящий момент я не вижу, хотя теоретически исключать подобное развитие событий также нельзя.
Что касается настроений инвесторов, то, исходя из первых результатов торгов по фьючерсу на индекс РТС, они прогнозируют, что к середине сентября индекс РТС вырастет до 800 пунктов, а к середине декабря — до 825 пунктов.
— C 15 июля текущего года вы ввели новую методику расчета индекса РТС. В чем заключается главная цель этого преобразования? И будет ли методика корректироваться с учетом включения в список для расчета индекса новых акций?
— Расчет индекса РТС начался 1 сентября 1995 года. По мере развития фондового рынка методика расчета индекса изменяется. В прошлом году при исчислении индекса РТС мы начали учитывать число акций в свободном обращении (free float), что сделало методику расчета более объективной. В этом году тоже был предпринят ряд шагов по совершенствованию методики. Наиболее важным изменением, вступившим в силу с 15 июля, стало ограничение количества акций, входящих в список для расчета индекса РТС, до 50 бумаг, причем состав списка этих бумаг может варьироваться. В этом отношении мы ориентируемся на международный опыт — многие авторитетные на международных рынках индексы рассчитываются на базе фиксированного количества бумаг.
Второе важное изменение состоит в том, что вес обыкновенных и привилегированных акций одного эмитента в индексе РТС теперь ограничивается 15%.
Это, в частности, делает невозможным повторение ситуации, при которой более 50% при расчете индекса приходилось на бумаги двух компаний — «ЛУКойла» и «Сургутнефтегаза». Основным фактором, повлиявшим на принятие этого решения, стало то, что при формировании своего портфеля инвесторы, как правило, ограничивают долю бумаг одного эмитента 10–15%. Практически никогда инвестор не составляет портфель, 50% которого приходилось бы на акции одной-двух компаний.
Все изменения, внесенные в методологию расчета индекса РТС, соответствуют общепринятым международным стандартам. Дальнейшее развитие рынка, возможно, потребует новой корректировки методологии, но в данный момент такая задача не стоит.
— С 25 июля торговая сессия на РТС была увеличена. В связи с чем было принято такое решение?
— Действительно, в июле мы расширили время проведения торговой сессии с 10.30 до 18.45. До этого она длилась с 11.00 до 18.00. Принципиальное решение по этому поводу было принято раньше, но потребовалось время на то, чтобы провести все необходимые технические процедуры.
Это решение распространяется только на классический рынок РТС. Дело в том, что торговые сессии на срочном и биржевом рынках РТС всегда длились с 10.30 до 18.45. Таким образом, существовало искусственное ограничение классического рынка. Между тем внутри системы РТС, равно как и внутри страны, время торгов должно быть унифицировано, что позволит инвесторам более полно реализовывать возможности по торговле бумагами.
— Скажите, пожалуйста, насколько обоснованы разговоры о существующей конкуренции между РТС и ММВБ?
— В первую очередь необходимо отметить, что РТС и ММВБ развивают абсолютно разные рынки, отличающиеся по технологиям торговли и расчетов, а также по составу инвесторов, хотя многие профучастники работают и на той и на другой биржах. Рынки РТС и ММВБ практически, за исключением биржевого рынка акций, не пересекаются.
Принципиальное отличие между РТС и ММВБ заключается также в стратегиях ведения бизнеса: РТС нацелена на развитие рынков, пока не представленных или слабо представленных в стране, в частности срочного рынка, 98% оборота которого в России уже приходятся на РТС. Мы запустили фьючерс на индекс РТС, а в ближайшее время планируем начать торги производными на госбумаги и евробонды. Одно из главных направлений работы состоит в повышении ликвидности акций второго эшелона. При этом мы не отказываемся от задачи увеличения оборота по «голубым фишкам», но она не является первостепенной. Мы работаем также над созданием новых технологий, например технологии частичного депонирования, которые в перспективе позволят нам конкурировать с уже упоминавшейся Лондонской фондовой биржей.
— Расскажите, пожалуйста, о новом финансовом инструменте — фьючерсе на индекс РТС. Каковы, с вашей точки зрения, его перспективы?
— В России долгое время у участников рынка не было необходимости хеджировать риски через фьючерс на индекс, роль этого инструмента играли фьючерсы на отдельные акции. Но сегодня фондовый рынок достиг того уровня, при котором необходимость запуска фьючерсного контракта на индекс стала очевидной.
Мы продвигаем наш срочный рынок не только внутри страны, но и за рубежом. Иностранные инвесторы демонстрировали желание торговать фьючерсом на индекс. Поэтому наши специалисты прогнозируют, что инструмент станет успешным продуктом, а срочный рынок приобретет структуру, характерную для развитых рынков. По нашим оценкам, в течение года объем торгов фьючерсами на индекс в денежном выражении будет составлять не менее $1 млрд в месяц.
— До конца года, согласно официальным заявлениям, должна состояться либерализация рынка акций «Газпрома». Какие шаги предпринимает в связи с этим событием РТС?
— Сейчас практически весь оборот по акциям газового концерна сосредоточен на совместной площадке РТС и фондовой биржи «Санкт-Петербург». Мы предпринимаем комплекс мер, для того чтобы либерализация этих бумаг оказала на бизнес группы минимальное влияние. Надеемся, что этому поспособствует запуск таких инструментов, как фьючерс на индекс и фьючерс на облигации «Газпрома». Кроме того, с декабря 2004 года на рынках группы РТС внедрена технология единой денежной позиции, позволившая участникам торгов оперативно переводить денежные средства между биржевым рынком ОАО РТС, рынком акций «Газпрома» и срочным рынком FORTS. Также с конца прошлого года действует новый регламент взаимодействия клиринговых центров РТС с расчетным депозитарием по бумагам «Газпрома» — Расчетно-депозитарной компанией. Этот регламент предполагает полную автоматизацию документооборота клиринговыми центрами и депозитарием, а также переход на использование неттинга при проведении расчетов.
Как только либерализация произойдет, мы рассмотрим вопрос о включении акций «Газпрома» в базу для расчета индекса РТС.