Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Моряков освободят под домашний арест

Российские моряки, два года назад арестованные в Нигерии по обвинению в контрабанде нефти, могут быть выпущены из тюрьмы под залог. Теперь родственники экипажа African Pride надеются, что и процесс над их близкими закончится освобождением. Для этого им пришлось съездить в Нигерию и поговорить с местными властями.

Во вторник стало известно, что 12 российских моряков с судна African Pride, около двух лет назад арестованных в Нигерии по обвинению в контрабанде нефти, могут отпустить из тюрьмы «Кири-Кири», где они содержатся с августа 2004 года. Как сообщил депутат Госдумы, зампред комитета по труду и социальной политике Владимир Васильев, возглавляющий парламентскую комиссию, которая сейчас проводит расследование этого инцидента, в суде Лагоса по решению властей Нигерии состоятся экстренные слушания, в ходе которых будет рассмотрен вопрос об освобождении под залог как минимум 11 моряков.

Договоренность, сообщил он, была достигнута во время поездки в Нигерию, куда депутаты ездили вместе с матерями и женами арестованных моряков в июле 2005 года. «Мы сообщили властям этого государства, что сейчас за решеткой находятся как минимум 11 невиновных людей. Если юридически капитан все-таки несет ответственность за происходящее на судне (хотя о незаконности действий с нефтью, которую перевозил African Pride, он тоже не знал), то члены команды тут совершенно ни при чем. Тем не менее все задержанные еще до приговора, да, впрочем, и начала процесса, перенесенного на 21 октября 2005 года, продолжают находиться в самой страшной тюрьме Нигерии», — сообщил Васильев.

Сумма залога, по его словам, пока не определена. Кто будет выплачивать деньги за российских моряков, также неизвестно. «Несколько банков готовы оказать свою помощь. Но, думаю, государство может справиться и своими силами», — заявил Васильев.

Как говорит депутат, сейчас нигерийская общественность также начала говорить о том, что арест российских моряков – «это неправильно». «Мы вообще-то думали, что нигерийская пресса выступит против нас, но этого не произошло», — заявил Васильев.

В свою очередь главный редактор журнала «Человек и закон» Антон Самойленков, инициировавший поездку матерей моряков в Лагос в июне 2005 года, а затем ездивший в Нигерию во второй раз уже вместе с депутатами, сообщил, что также удалось добиться переноса с декабря на 12 сентября 2005 года рассмотрения двух ходатайств, с которыми выступил нигерийский прокурор. Представитель следственных органов Нигерии потребовал замены судьи (по его мнению, «судья склоняется на сторону обвиняемых»), а также изменения в обвинительной части. В частности, прокурор хочет, чтобы в обвинительном заключении фраза «территориальные воды Нигерии» была заменена на «воды Нигерии». Следствие наконец разобралось, что судно в момент ареста находилось в 30,1 морской мили от берега Нигерии (то есть в свободной экономической зоне), в то время как граница территориальных вод государства проходит в 12 морских милях от берега.

Самойленков рассказал, что судно African Pride (правда, оно сменило два названия – сначала было переименовано в «Космос-1», а затем — в «Зенит-1») обнаружено в районе Персидского залива.

Оно до сих пор работает под флагом Панамы и принадлежит той же греческой компании, которая и нанимала команду из Новороссийска. По последним данным, власти Нигерии уже направили в Объединенные Арабские Эмираты запрос с требованием ареста судна.

Матери арестованных моряков рассказали, что их дети уже сейчас чувствуют себя гораздо лучше: после того, как они съездили в Нигерию, моряки, спавшие буквально на полу в антисанитарных камерах, жившие без одежды, обуви и еды, теперь обеспечены хотя бы минимально. «Русская община Нигерии выделила матрасы, мы привезли им одежду, обувь, лекарства – деньги на все это выделил профсоюз моряков. Сейчас в Лагосе осталась одна представительница нашей группы, она возит команде African Pride еду. Единственное, что они сейчас просят, – это книги по специальности и художественную литературу. И, конечно, хотят домой. Они стали беззащитны, как маленькие дети», — говорят матери и жены, добавляя, что теперь у них наконец появилась надежда на то, что близкие уже скоро вернутся домой.

Впрочем, родственники моряков хотя и рады тому, что дело сдвинулось с мертвой точки, но обижены на МИД России и российское посольство в Нигерии.

«Мы полтора года писали и звонили во все инстанции – и в МИД, и в наше диппредставительство в Нигерии. В МИДе нам говорили только: “Делаем все, что нужно”. Я даже как-то сказала им: “все” — это, судя по всему, значит “ничего”? В посольстве же все это время сообщали лишь, на какое число перенесено очередное слушание в суде», — рассказала мать 32-летнего механика Алексея Красикова, жительница Новороссийска Любовь Красикова. Поэтому, говорит она, матери и жены поняли, что надо самим ехать в Нигерию спасать своих близких и, не дожидаясь инициативы дипломатов, разговаривать с министрами этой страны, объясняя им ситуацию. И 7 июня 2005 года они прилетели в Лагос. «Это оказалось совсем не сложно. Дипломаты договаривались о встрече, и нас легко принимали везде», — говорит она. Почему представители российского посольства полтора года не могли позаботиться о соотечественниках, матери и жены не понимают.

Кроме того, четверых матерей и жен, посетивших Нигерию, неприятно удивило поведение дипломатов перед отлетом группы родственников в Россию.

Незадолго до отъезда близких моряков российское посольство, на территории которого останавливались женщины, выставило им счет за проживание.

«Нам позвонили и сказали, что мы должны заплатить за проживание 38 тыс. в местной валюте, это примерно $280. Мы попросили расшифровку, честно предупредив, что потом покажем ее журналистам. Оказалось, что в счет вошла плата за электричество, газ, уборку помещений, транспортные услуги», — рассказала Красикова. Заплатить посольству матери не смогли, поэтому переадресовали счет профсоюзу моряков. (Если суд примет решение отпустить моряков, то кто будет оплачивать проживание их на территории посольства, также остается непонятно.) За дипломатов вступился депутат Владимир Васильев. «Заострять на этом внимание не надо, это же чиновники, у них просто такая бухгалтерия. В любом случае мы бы нашли способ оплатить пребывание матерей за счет государства», — заявил он. В целом же, сказал парламентарий, МИД сделал все что мог; по его словам, дипломаты в Нигерии постоянно зачитывали госчиновникам ноты протеста. «Но вы же понимаете, что одно дело – дипломаты, которые не могут сказать лишнего, чтобы не вызвать международного скандала, а другое дело – матери, приходящие к министрам со слезами на глазах», — заявил депутат.

По его мнению, в последнее время МИД России и дипмиссия в Лагосе сделали очень много для разрешения ситуации – в частности, дипломаты помогали родственникам и депутатам встретиться с нигерийскими чиновниками. А изначально, добавил он, по данным посольства, российские моряки вообще отказывались от помощи диммиссии, ссылаясь на то, что о них заботится греческая фирма-наниматель.

Впрочем, матери тут же заявили, что последнее – просто отговорка дипломатов. «Никто у них не брал расписки об отказе, может быть, это было мнение капитана, но не всей команды», — сказали они.

Матерей и жен поддержала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Как заявила Алексеева, МИД России действительно начал действовать только после того, как матери привлекли к проблеме общественное мнение.

Впрочем, Владимир Васильев признался, что и депутатское внимание было привлечено действиями матерей и Антона Самойленко, которые показали им документы по делу, после чего парламентарии поняли, что дело шито белыми нитками и российские граждане, сидящие в нигерийской тюрьме, невиновны. Он сообщил, что пока не выполнил свое обещание – передать собранные бумаги председателю Госдумы Борису Грызлову, который потом должен встретиться с российским президентом и доложить ему о ситуации с арестованными моряками. Судя по всему, произойдет это только осенью, после окончания депутатских каникул.

Но хоть родственники и обижены, сейчас они не хотят кого-то обвинять. Что бы ни было до этого момента, говорят они, сейчас главное – освободить всех арестованных из тюрьмы. А разбираться, кто из российских чиновников что не сделал, уже потом.

Новости и материалы
Названы пять существенных минусов современных автомобильных двигателей
В Саратове детям участников СВО показали спектакль о пропавшем отце
Алексей Чадов показал повзрослевшего сына от Агнии Дитковските
Суд арестовал депутата горсовета Балашихи
Ученые определили, какое значение кукуруза имела для древних людей и их уток
Жена «отменила» Рождество, узнав, что муж подарил другу более дорогой подарок, чем ей
Россиянин получил 9,5 лет колонии за попытку сжечь семью
Воздушную тревогу в Севастополе отменили
ЦСКА лишился спортивного директора
Режиссер «Один дома» раскрыл, кем работали родители Кевина
«Нужен жесткий ответ»: в Госдуме обвинили Киев в крушении Ursa Major
Россиянка едва не лишилась ноги из-за укуса мошки
Группа депутатов дала 250 тысяч рублей новому главе района Севастополя
Самолет авиакомпании «Азимут» не смог взлететь в Батуми
Пресс-секретарь объяснила, зачем Лукашенко колет дрова
Выживший в авиакатастрофе в Актау рассказал, как стюардесса успокаивала людей
Пострадавших в авиакатастрофе под Актау азербайджанцев отправят в Баку
Ученые объяснили, почему приматы боятся змей с рождения
Все новости