Профсоюз работников образования Турции признал знаменитую сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» вредной для детей, и потребовал от правительства отменить решение министерства национального образования, рекомендовавшего эту сказку среди сотни других произведений детских писателей для чтения в начальной школе.
В чем провинились Летчик, Принц и Лис, глава профсоюза Исмаил Конджук объясняет в своем письменном официальном заявлении. Там он цитирует фразу из сказки: «Один турецкий диктатор силой заставил свой народ одеваться так, как европейцы, а тех, кто не хотел делать этого, убивали». Члены профсоюза узрели в крамольном отрывке издевательство над национальной культурой и клевету на исторических деятелей. По всей видимости, работники профсоюза усмотрели здесь намек на отца-основателя современной Турции Кемаля Ататюрка. Исмаил Конджук уверен, что здесь мы имеем дело с наглым утверждением, не только порочащим главу младотурок, но и очерняющим турецкую революцию, которая якобы была осуществлена «диктаторскими методами». «Наших детей обманывать нельзя», — заявили разгневанные учителя и потребовали от министерства наложить на «Маленького принца» запрет.
Столь жесткую реакцию на детскую книгу можно было бы объяснить эксцессами турецкого патриотизма. Однако, кажется, что поводов для запретов произведений искусства становится с каждым днем все больше.
Так, в Кембридже, к примеру, на проходящем кинофестивале, сегодня отменили показ фильма «Рай сейчас» режиссера Хани Абу-Ассада. К художественным достоинствам ленты запрет не имеет отношения, скорее уж наоборот – именно эта лента стала одним из триумфаторов Берлинского кинофестиваля и была признана там лучшей европейской лентой. Показ был отменен по соображениям деликатности – картина рассказывает о двух молодых палестинцах, решивших стать шахидами и, взорвавшись, обеспечить себе место в раю. Организаторы кинофестиваля посчитали, что показ этой ленты в данный момент был бы бестактностью по отношению к жертвам террористических актов в Лондоне и их близким.
Но дальше всех пошли представители звукозаписывающих компаний, обрушившихся на корпорацию «Би-би-си». Та покусилась на святое – выложила в свободном доступе на своем сайте девять симфоний Бетховена. Причем никаких законов корпорация не нарушала. На произведения Бетховена авторское право не распространяется даже с учетом недавно продленных сроков, музыка гениального композитора является общественным достоянием (public domain), а все записи были выполнены собственным симфоническим оркестром корпорации.
Руководителей музыкальных лейбов это ничуть не смутило – на «Би-би-си» было оказано беспрецедентное давление. Корпорацию обвинили в том, что она подрывает ценность классической музыки и применяет бесчестные способы конкуренции. Управляющий директор компании Naxos Энтони Андерсон шумел, что компания, получающая общественное финансирование, не может так нагло себя вести. По его мнению, подобные фокусы приводят к девальвации ценности музыки.
Если все начнут заниматься подобным альтруизмом, то публика сочтет бесплатную музыку нормой и решит, что музыка ничего не стоит.
Ральф Каузенс – управляющий директор другого лэйбла – Chandos, жаловался, что студии платят большим оркестрам за возможность записи немалые деньги и резонно ожидают, что эти деньги вернутся к ним от слушателей, и тут «Би-би-си» собирается предлагать свои записи бесплатно, и это точно приведет к большим проблемам.
В итоге «Би-би-си» вынуждена была снять записи, и в настоящий момент свободная загрузка симфоний Бетховена прекращена. Роджер Райт, представитель Radio 3 корпорации «Би-би-си», которое и осуществило этот проект, заверил всех, что «Би-би-си» не собирается продолжать свой эксперимент, и добавил: «Мы были удивлены, что наша инициатива оказалась настолько популярной» (почитатели классики скачали более миллиона копий симфоний).
Свернув проект в минувшие выходные, «Би-би-си» открыла неделю мстительным аналитическим материалом, где специалисты в области цифровых технологий утверждают: XXI столетие станет веком расцвета любительской культуры.