Ну, в конце концов, что тут такого. Пригласили сыграть немолодую актрису, некогда звезду кино, политики и видеокурсов по аэробике, в посредственное кино. Дали в партнеры посредственную актрису, она же — воплощение чувственности, женщина-жопа, латиноамериканский прорыв. Потратили деньги, выпустили фильм, деньги отбили, можно делать следующий. Однако гадкий привкус от «Если свекровь — монстр» (Monster-In-Law) с Джейн Фондой и Дженнифер Лопес остается на весь вечер.
И дело тут не в истории, которую разыгрывают две по-своему замечательные женщины.
В конце концов, появление этой картины было неизбежно – после «Знакомства с родителями» появление женского клона байки было только вопросом времени.
Да и общая феминизация действительности просто подталкивала к этому – анекдоты про тещу имеют хождение только в архаичных обществах, вроде нашего.
Итак, перед нами Очень Хорошая Девочка – рисует, подрабатывает выгуливанием собак, работой в больнице и официанткой на вечеринках. Она случайно знакомится с Очень Хорошим Парнем – доктором, больше похожим на страдающего энурезом серфингиста. Любовь не то чтобы поразила их ударом молнии, но мягко опустилась, как свежее банное полотенце. Пора жениться. Однако мама хорошего парня – только что потерявшая работу и пережившая нервный срыв популярная телеведущая – совсем не рада.
Проблема в том, что она не просто мама. Она сука. Чудовище. Невротическая Годзилла.
Между женщинами начинается война не на жизнь, а на смерть. Парень улетает в командировку, свекровь въезжает в дом жениха и невесты и начинает изощренно доставать хорошую девочку. Поняв правила игры, та не остается в долгу. Впереди свадьба, на которой разыграется последняя битва.
Понятно, что подобная история рассчитана на череду гэгов – и зритель откликается благосклонным смехом, когда злая мать, которой подсыпали снотворного, падает морщинистой мордой в тарелку с макаронами. Или когда совершенная мордашка невесты распухает от аллергии, словно кошелек от монеток.
Но при мысли, что мордой в макаронах лежит Джейн Фонда, «Ханойская Джейн», выступавшая перед бойцами ПВО Северного Вьетнама, Фонда, которая давно бросила стирать пыль с двух своих «Оскаров», которая свела мир с ума своей «Барбареллой», курила траву с «Черными пантерами», становится как-то не по себе. Стоило пятнадцать лет держаться подальше от Голливуда, чтобы появиться в таком качестве.
Впрочем, в этом есть своя логика. Роберт Лукетич, заработавший грандиозный кредит доверия публики и продюсеров своей «Блондинкой в законе», никакой не доктор Менгеле, страшных опытов над своими жертвами не ставит, он просто перерабатывает действительность в гламур. В случае «Свекрови» обе актрисы оказались слишком крупными по-человечески, чтобы просто накрутить из них котлет, и слишком слабыми актерски, чтобы просто изобразить то, что от них требуется – совершенную бессмысленность. Сложенный как детский конструктор из готовых элементов, этот фильм не вместил в себя ни стерву Лопес, которой приходится изображать ангела, ни Фонду, вынужденную живописать нелепую пародию на саму себя.
Конечно, в этом есть и своеобразная справедливость.
Испытывая унижение от унижения Джейн Фонды – речь не о тарелке с макаронами, в «Забавных приключениях Дика и Джейн» было и позабавнее, а от тупого невежества создателей ленты, пренебрегших возможностью вернуть Фонду на экран, – чувствуешь какое-то злорадство. Недавно в своей книге старая кошелка покаялась. За Вьетнам, за групповухи с Роже Вадимом и его любовницами, за всю свою молодость. Сейчас Фонда христианская «вновь рожденная», протестует против войны в Ираке, против варварского обряда обрезания девочек в Кении – против чего придется.
Что ж, она отменила прошлое – настоящее оказалось куда более стыдным.
Покаяние Джейн Фонды происходит во всех кинотеатрах города.