В понедельник глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Виктор Болотов рассказал, как сдали Единый государственный экзамен (ЕГЭ) выпускники 2005 года.
По данным Рособрнадзора, в 2004/05 учебном году к эксперименту с ЕГЭ присоединились 13 новых регионов России, доведя общее число его участников до 78 из 86 субъектов Российской Федерации. Всего ЕГЭ сдавали по 12 предметам, два из которых – математика и русский язык – были обязательными, а остальные – по выбору. В общей сложности, как подсчитали в Рособрнадзоре, это вылилось в более 1,6 млн экзаменов, что на 115 тыс. больше, чем в 2004 году.
По-прежнему от активного участия в эксперименте по ЕГЭ уклоняется Москва, где, как и в прошлом году, ЕГЭ сдавали только по желанию. Этим, кстати, Виктор Болотов объяснил высокие результаты в столице. Здесь, по его мнению, «ЕГЭ сдавали только те, кто были абсолютно уверены в своих силах, либо те, кто рассчитывали на так называемое правило «плюс один», в соответствии с которым при годовой оценке «три» и оценке по ЕГЭ «два» проставляется итоговая «тройка»». Кстати, как пообещал глава Рособрнадзора, на будущий год эта практика исчезнет окончательно, и полученные «двойки» таковыми в аттестатах и останутся.
Вообще, по словам Виктора Болотова, картина сдачи ЕГЭ-2005 мало отличается от прошлого года.
Даже проблема с математикой все та же: в этом году вновь более 20% работ по этому предмету оказались двоечными.
Из-за этого, считают в Рособрнадзоре, придется менять стандарт по математике в сторону его облегчения. Однако главное не это. Этим летом количество учащихся, получивших максимальную оценку в 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку, возросло почти в десять раз и достигло цифры 416 (в 2004 году – 51).
Откуда взялся этот невиданный рост — неясно. Версию ошибок или злоупотреблений при проверке работ по русскому языку в Рособрнадзоре отвергают. И прежде всего, как рассказал Виктор Болотов «Газете.Ru», потому, что комиссия дотошно проверяет каждую 100-балльную работу.
Проверяет, по его словам, не только по содержанию, но и «кто родители, в каком пункте работу писали, кто ее там принимал».
Сама же процедура проверки работ организована таким образом. Все работы (естественно, безымянные) исследуют два преподавателя, находящиеся в разных аудиториях. Затем каждый из них ставит свою оценку. Если расхождения между оценками не превышают двух баллов, в качестве итоговой выставляется среднеарифметическая. Если же разница превышает 2 балла, работу проверяет третий преподаватель. Так что с этой стороны, по словам Болотова, все в порядке.
Не верит он и в утечку информации. Правда, как он признал, в прошлом году в Калининграде все же торговали материалами ЕГЭ, переданными туда из Владивостока. Но, как подчеркнул Болотов, калининградским абитуриентам это мало помогло: «только по математике у нас 500 перемешанных вариантов». А в общей сложности их более 1,3 тыс., добавила замдиректора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева, отвечающая за составление экзаменационных материалов. Так что воспользоваться чужим решением или списать, считают организаторы ЕГЭ, практически невозможно. Правда, как добавил Виктор Болотов, «у нас много проблем с хакерами, которые постоянно пытаются взломать базу данных ЕГЭ». Но, подчеркнул он, и эти попытки бессмысленны: вся информация находится в компьютерах, не подключенных к сети интернет.
Таким образом, причины чудесного удесятерения за год количества наивысших оценок по русскому языку руководству Рособрнадзора неизвестны. Сейчас их выясняют, но, как дал понять «Газете.Ru» Болотов, пока оснований подозревать кого-либо в покушении на пресловутую «объективность и беспристрастность» ЕГЭ в его ведомстве нет.
В то же время, как удалось узнать «Газете.Ru» из неофициальных источников в предметной комиссии по русскому языку, резкий рост наивысших показателей по этому предмету произошел не по всей стране, а лишь за счет четырех регионов из 78. Их названия пока не разглашается, но итоги «служебного расследования» чиновник пообещал обнародовать уже осенью. «Газета.Ru» будет внимательно следить за его ходом.