Россия – вторая по объемам выпуска пиратской аудиопродукции после Китая, такая информация содержится в ежегодном докладе, опубликованном Международной федерацией звукозаписывающей индустрии (IFPI).
По данным доклада, объем пиратских продаж аудио и видеопродукции в мире за 2004 год достиг 34% рынка. Всего продано 1,2 млрд контрафактных дисков, годовой оборот рынка пиратских дисков составил $4,6 млрд.
В другом рейтинге, подсчитывающем долю контрафакта в объемах от продукции, продаваемой на внутреннем рынке Россия со своими 66% — на третьем месте. Первое место по доле поддельной продукции на аудиорынке занимает Парагвай — там пираты контролируют 99% продаж. Второе место с 85% занимает Китай. Кроме них, в десятку стран, где предпочитают ворованную музыку, вошли Бразилия, Индонезия, Китай, Мексика, Пакистан, Украина, а также единственная из стран ЕС — Испания.
Всего же в список стран, где в прошлом году объемы продаж пиратской продукции превысили продажи легально выпущенных CD попала 31 страна.
Немногим лучше, чем в странах «горячей десятки», обстоят дела с аудиопиратством в Болгарии, Канаде, Корее и на Тайване. Но, по мнению экспертов, в Азии пиратство развивается в основном за счет сетей для обмена файлами типа Shareaza и eDonkey. Благодаря таким сетям пользователи могут бесплатно скачивать нужные файлы в любой части мира с большой скоростью. Средство борьбы с таким способом незаконного распространения информации еще не существует.
Объемы аудиопродукции, которую производят в России, существенно превышают местный спрос и поставляются за границу. Пиратская продукция российского производства обнаружена IFPI еще в 27 странах мира.
В докладе отмечается, что в 2004 году аудиопиратство росло самыми медленными темпами в сравнении с показателями за последние пять лет. По их мнению, это – результат борьбы с производителями контрафакта в Мексике, Бразилии, и Гонконге.
В России с пиратством не борются, — утверждают эксперты. Как сказано в докладе IFPI: «все попытки правительства РФ решить проблему пиратства ограничиваются невыполненными обещаниями». В марте Международный комитет по интеллектуальной собственности — крупнейшей лоббистской структуры в области интеллектуальной собственности в США даже призвал ввести против России санкции.
Комитет подсчитал, что «индустрии, связанные с авторским правом, потеряли более $7 млрд в России за последние восемь лет из-за отсутствия надлежащего правоприменения, и было бы разумно связать торговые потери США с торговыми льготами, предоставляемыми России». Вопрос даже обсуждался в конгрессе США, но решение не вынесено.
У российского правительства также не нашло понимания требование комитета привлекать к проверкам, проводимым правохранительными органами, экспертов IFPI. Как заявил «Газете.Ru» гендиректор IT компании Softkey Феликс Мучник:
«Несмотря на существование специального законодательства, мы пока не замечали, чтобы правительство предпринимало хоть какие-то меры по борьбе с пиратством».
Сам Мучник оценивает процент нелегальной аудиопродукции выше, чем западные эксперты: «если снизить выпуск контрафактной продукции хотя бы на 10% — с нынешних 87% до 77%, доходы компаний выросли бы в несколько раз». Но, по мнению эксперта, единственные кто сейчас в России эффективно борется с пиратством – это производители, а их усилий без помощи государства недостаточно, чтобы серьезно повлиять на рынок.