В четверг, после заседания совета директоров ОАО «Силовые машины» (СМ), заместитель гендиректора «Интеррос» Сергей Батехин рассказал, что «Интеррос» ведет переговоры о возможной продаже государству блокирующий пакет акций «Силовых машин».
«Основная цель «Интерроса» — создание на базе ОАО «Силовые машины» национальной энергомашиностроительной корпорации, — отметил он. — Для реализации этой цели необходимы партнеры. Среди них «Интеррос» видит государство».
При этом, по мнению менеджера, государству не обязательно покупать долю в СМ, оно может оплатить свое участие также энергомашиностроительными активами. «Интеррос» придерживается такой государственнической точки зрения в отношении будущего СМ с тех пор, как Федеральная антимонопольная служба не позволила немецкому концерну Siemens приобрести все 73,4% акций компании, принадлежащих холдингу. Основная причина отказа — угроза обороноспособности страны в случае продажи СМ иностранцам.
«Вряд ли вхождение государства в состав акционеров «Силовых машин» — инициатива «Интерроса». Создается впечатление, что на холдинг оказали давление и государство хочет присутствовать во всех стратегических отраслях. Это не может не настораживать иностранных инвесторов, — отмечает Ирина Ложкина, аналитик инвестиционной компании «Проспект».
— Есть риски неэффективности управления, если государство станет одним из собственников. Но, с другой стороны, для «Силовых машин» выгодно, чтобы часть их акций принадлежала государству: тогда компании обеспечены все крупнейшие госзаказы»
Но в «Интерросе» также не оставляют надежды поработать и с частными партнерами, такими, как германский Siemens, General Electric и Alston, которым при новой схеме в лучшем случае достанется блокпакет акций СМ. Вопрос об участии зарубежного партнера предполагается решить в течение полугода, после принятия закона об участии иностранных инвесторов в стратегических отраслях.
Замглавы «Интерроса» сказал, что в новую корпорацию могут войти и российские компании, но пока с ними переговоры не ведутся. Возможных претендентов на такое сотрудничество пока что два — «Объединенные машиностроительные заводы», с которыми СМ хотели объединиться до того, как ими заинтересовалась Siemens, и «Базовый элемент».
«Базэл» упорно интересовался долей «Интерроса» в СМ и, как отмечают участники рынка, всячески лоббировал отказ немцам. Вслед за Siemens «Базэл» подал заявку в ФАС о возможной покупке СМ, но ответа пока не получил. Очевидно, холдинг Владимира Потанина не планирует отдать всю компанию Олегу Дерипаске.
«Ситуация напоминает поговорку «без меня меня женили», — сказал господин Батехин, комментируя действия «Базэла». — Было бы более логично, если бы «Базэл» с нами сначала договорился, а потом подавал заявки и делал заявления. На сегодняшний день никаких соглашений об участии «Базэла» нет».
Тем не менее, по его словам, «Интеррос» готов обсуждать с «Базэлом» его интерес к «Силовым машинам». «После того как стало понятно, что «Силовые машины» не будут проданы Siemens, мы сразу же заявили, что думаем, как будем дальше развивать компанию, и сейчас господин Бехтин расписал все гипотетические варианты такого развития», — пояснил «Газете.Ru» Михаил Барковец, пресс-секретарь «Интерроса».
В самом «Интерросе» «Газете.Ru» постарались сгладить высказывания шефа, заявив, что заявления Батехина — гипотетические рассуждения. Ни в Минпромэнерго, ни в Siemens, с которыми «Интеррос», очевидно, продолжает переговоры, не стали комментировать слова господина Батехина. В пресс-службе «Базэла» тоже оставили их без ответа, зато Андрей Онуфриев, директор по связям с общественностью ОМЗ, сказал «Газете.Ru», что компания готова к сотрудничеству, но вопрос о параметрах партнерства надо обсуждать.