Об этом депутатам Государственной думы сообщили министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, а также руководители подчиненных ему агентств Михаил Швыдкой и Михаил Сеславинский.
Самой горячей темой обсуждения стал вопрос о будущем российского телевидения. К удивлению собравшихся, выяснилось, что будущего этого может и не быть. Так, господин Соколов огорошил новостью о том, что в любой момент может прекратить вещание на треть территории страны «Первый канал». Причиной тому – катастрофическое состояние техники.
Общий износ передающих и принимающих устройств, по словам министра, достигает 100%, а спутник, обеспечивающий передачу телевизионного сигнала, уже четыре раза отработал свой ресурс.
По словам Соколова, у других телеканалов дела обстоят не лучше. Если трансляция одного из них неожиданно прекратится, Министерство культуры и массовых коммуникаций обратится к правительству с предложением изыскать средства из резервного фонда для восстановления вещания. Пока же бюджетное финансирование, предусмотренное по программе, удовлетворяет потребности в техническом перевооружении в системе телерадиовещания только на 10%.
Впрочем, эксперты на рынке с оценками Министерства культуры не согласны. Так, в IKS-Consulting «Газете.Ru» сообщили, что ситуация со спутниками вовсе не так драматична, как рисуют чиновники. Это же подтверждает вчерашнее выступление в Совете федерации главы Роскосмоса Анатолия Перминова. По его данным, за пределами гарантийного срока находятся более 50% российских спутников, что, впрочем, не относится к спутникам, обеспечивающим глобальную связь и телевещание.
На сегодняшний день в группировке национального оператора спутниковой связи «Космическая связь» значатся 16 спутников, четыре из них – основные. Это телекоммуникационные аппараты из серии «Экспресс-АМ», срок работы которых на орбите превышает 10 лет. Два из них – «Экспресс-АМ11» и «Экспресс-АМ22» – используют с 2004 года. Третий аппарат серии – «Экспресс-АМ1» – ввели в эксплуатацию только 1 февраля 2005 года.
Начиная с 2007 года планируется расширение группировки – на орбиту должны вывести еще два аппарата из серии «Экспресс-АМ», которые позволят покрыть устойчивой связью и телевещанием Сибирь и Дальний Восток. Финансирование по обоим спутникам заложено в Федеральной космической программе на 2006–2015 годы.
Но чиновники из Министерства культуры ждать, очевидно, не намерены.
В целях экономии они изыскали оригинальный метод перераспределения бюджетных средств. Так, глава федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский заявил, что с 2006 года порядок финансирования бюджетом социально значимых программ будет зависеть от их рейтинга.
По словам главы агентства, финансироваться отныне будут лишь те программы, аудитория которых составляет не менее 1% от населения России. В противном случае финансирование такого проекта не имеет смысла. В качестве удачных проектов, которым отказ в бюджетных деньгах не грозит, господин Сеславинский назвал программу «Умники и умницы» с аудиторией в 1,5 млн человек и «Спокойной ночи, малыши», которую смотрят 3–4 млн.
Эксперты на рынке инициатив агентства не поняли. В Gallup Media «Газете.Ru» заявили, что для начала чиновникам стоит определиться, по какому принципу они собираются замерять аудиторию той или иной программы. Как известно, показатели зрительского интереса напрямую зависят от множества обстоятельств, начиная от региона просмотра и заканчивая сезонными факторами. Сами медиаисследователи вообще не замеряют рейтинги у программ такого рода, поскольку их интересует то, что зрители смотрят. Кстати, среди телепрограмм, которые по этой логике можно снимать с госдовольствия, вполне могут оказаться некоторые шедевры телеканала «Культура», интересные нескольким тысячам музыковедов или исскуствоведов в России. Но добиться комментариев на эту тему в министерстве не удалось.
Президент Фонда научных исследований «Прагматика культуры» Александр Долгин предлагает поставить вопрос таким образом: «Важно понять, является ли однопроцентная аудитория территориально локализованной или распределенной равномерно. В первом случае финансирование должно быть прерогативой местного бюджета, во второй — федерального».
Между тем, судя по статистике, которую господин Сеславинский представил позже, даже если бюджетное финансирование будет сокращено, сэкономить много чиновникам не удастся.
Так, в 2000–2004 годах, по данным агентства по печати и массовым коммуникациям, бюджетное финансирование медийных проектов составило 1,7 млрд рублей ($34 млн). Эта более чем скромная сумма была распылаена, или, как говорят сами чиновники, «пошла на поддержку порядка 700 проектов».
В целом финансирование Министерства культуры как субъекта бюджетного планирования в 2005 году составило 41,5 млрд рублей. В 2006 году эта цифра увеличится на 6,1% до 44 млрд рублей. По словам Александра Соколова, из 37 млрд рублей, выделяемых дополнительно на капитальные вложения в сфере культуры, 23 млрд (или 62%) приходятся всего на два объекта – Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге.
Значительный объем средств, как выяснилось, тратится опять же на внешнюю пропаганду. Так, по словам руководителя федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкова, половина средств из бюджета Минкультуры пошла в текущем году на создание комплектов киноматериалов на военную тематику, которые впоследствии будут отправлены во все российские посольства за рубежом. Коллекцию кинофильмов о войне Министерство культуры любезно предложило подарить депутатам Госдумы.