На заседании в четверг правительство России без обсуждений приняло представленные Минфином изменения в бюджет 2005 года.
Поправки Минфина в закон о бюджете на 2005 год предполагают увеличение расходных обязательств бюджета на 382,7 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут до 3,433 трлн рублей и составят 16,8% от ВВП.
Правда, доходы бюджета пока позволяют наращивать расходы. Даже при предложенном Минфином увеличении расходной части бюджет в 2005 году все равно останется профицитным. Доходы бюджета за 2005 год составят на 271 млрд больше, чем планировалось, и достигнут 3,598 трлн рублей — 17,7% от ВВП, а профицит — 164,1 млрд рублей, или 0,9% ВВП. Данные Росстата за первый квартал оптимистичны: общая сумма доходов федерального бюджета равнялась 1,196 трлн рублей, то есть запланированный объем доходов на год уже выполнен на 36%.
Правда, скептики утверждают, что в оставшиеся кварталы достичь такого же уровня доходов не удастся, ведь основную часть — 773,5 млрд рублей — в бюджет внесли налоговики за счет взимания недоимок с крупных компаний.
Крупные налоговые недоимки и благоприятное изменение макроэкономической конъюнктуры (оно дополнительно принесли в бюджет еще 133 млрд рублей), которые пока обеспечивают прирост доходов, — факторы непостоянные. Между тем основная часть расходов, которые взяло на себя правительство, — непроцентные, то есть вневременные и долгосрочные. Это расходы на увеличение зарплат и пенсий, субсидии ЖКХ и транспортному сектору. Только в первом квартале произошел прирост непроцентных расходов по федеральному бюджету: непроцентные — на 13,9%, по консолидированному бюджету — на 22,9%.
Согласно представленному Минфином плану, уровень непроцентных расходов в текущем году составит 2,9 трлн рублей — 14,3% объема ВВП.
«В 2005 году наращивание расходов, и в том числе дополнительная трата 382,7 млрд рублей — некритичны для бюджета. Хотя в целом это, несомненно, свидетельствует об ослаблении бюджетной политики, рост доходов позволяет тратить больше», — сказал «Газете.Ru» эксперт Экономической экспертной группы Евгений Хотулев. Но он считает, что уже в следующем году наращивание расходов может расшатать бюджет и негативно повлиять на макроэкономическую ситуацию в целом.
Наращивание расходов бюджета, пояснил экономист, однозначно приводит к увеличению зависимости экономики от внешней конъюнктуры и экспортных цен на сырье. Кроме того, прямое следствие наращивания расходов — стимулирование темпов инфляции.
Использование средств Стабфонда Минфин с самого начала существования этого инструмента называл инфляционным фактором. Между тем из дополнительно расходуемых в 2005 году 382,7 млрд рублей 110 млрд рублей будут взяты именно из этого источника. Они будут потрачены на погашение бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Изначально дефицит ПФР планировался в размере 148 млрд рублей и из Стафбонда предполагалось взять 75 млрд рублей на его погашение (остальное — из резерва ПФР). Но из-за протестов в связи с монетизацией льгот правительство пошло на увеличение пенсий, и дефицит ПФР достиг уже 190 млрд рублей.
Директор Экспертного института РСПП Андрей Нещадин констатирует, что сегодняшние проблемы ПФР стали результатом незапланированного роста пенсий и непродуманной налоговой политики — резкого снижения ЕСН. В будущем дефицит ПФР будет только нарастать.
Как считает Хотулев, в 2006 году на его погашение государству придется потратить уже 300 млрд рублей. Как заверяет Кудрин, из Стабфонда не будет взято ни копейки. «Но это бюджетная тавтология. Ведь за счет повышения ставки отсечения в Стабфонд бюджет дополнительно получит как раз эти 300 млрд рублей. То есть суть не поменяется, но выглядеть все будет приличнее», — считает Хотулев.