«Теперь можно с уверенностью сказать, что получение незапрошенной корреспонденции — дело добровольное. Любой желающий может легко от нее избавиться, — заявил Аркадий Волож, генеральный директор «Яндекса». — Основное преимущество «Спамообороны» — в алгоритмической разработке и хороших статических данных: программа протестирована на «Яндекс.Почта», у которой более 6 млн пользователей».
В «Яндексе» уверяют, что смогут справиться с большинством незапрошенных писем.
«Большую часть спама можно легко выявить, потому что спамер действует на ограниченной территории: его письма должны читаться и быть отправлены массово. Эти признаки можно определить автоматически, — уверен Юрий Вечер, менеджер «Яндекса» по продуктам. — Понятно, что с роботами, рассылающими спам, можно бороться только роботами».
Хотя «Спамооборона» была разработана в 2003 года, только сейчас «Яндекс» выходит с этой системой на корпоративный рынок. ««Яндекс» лишь производит технологию, а тиражированием, распространением и поддержкой продукта будет заниматься компания «Диалог Наука»», — рассказывает господин Волож.
«Наш опыт по продаже антивирусов сейчас будет служить и для продвижения «Спамообороны», продукта, который нужен и небольшим фирмам, и крупным компаниям, и государственным структурам», — обещает Сергей Антимонов, председатель совета директоров компании «Диалог Наука». Господин Антимонов не исключает, что вслед за Россией и СНГ «Спамооборона» будет продаваться и в других странах, где тоже «устали от спама».
При этом партнеры признают, что не первыми начали продавать систему защиты от несанкционированных рассылок. C конца 2003 года компания «Ашманов и партнеры» продает программу «Спамтест», лицензии на которую уже приобрели «Лаборатория Касперского», Mail.ru, Hotbox, «Билайн» и «Мегафон».
«Возможно, мы стартуем в не очень удачное время, но к концу 2006-2007 годов мы планируем занять 50% рынка корпоративного рынка антиспама», — заявил «Газете.Ru» Игорь Жовтюк, генеральный директор «Диалог Наука».
«Ашманов и партнеры», которая, по собственным оценкам, контролирует около 80% рынка (остальное приходится на западные компании), ежемесячно зарабатывает десятки тысяч долларов от продаж «Спамтеста» и вряд ли будет делится с «Яндексом».
«Я бы не стал сейчас говорить, как мы собираемся противостоять появившемуся конкуренту. Но могу сказать, что «Яндекс» стал предлагать свою программу еще летом прошлого года, когда она, возможно, была не доработана: все компании выбирали «Спамтест», — заявил «Газете.Ru» Игорь Ашманов, гендиректор компании. — Многие заказчики объясняли свой выбор тем, что, несмотря на мощность «Спамообороны», в ней слишком много настроек, для установки которых компаниям пришлось бы нанимать дополнительных системных администраторов».
Но в «Яндексе» и «Диалог Наукa» настроены оптимистически. ««Спамтест» стоит примерно столько же, но чем больше компьютеров у клиента, тем дешевле ему обойдется «Спамооборона»», — подчеркивает господин Жовтюк. «К тому же «Ашманов и партнеры» больше делают акцент на лингвистический анализ, а мы — на алгоритмические разработки, используемые в нашей поисковой системе», — добавляет Аркадий Волож.
«Это совершенно не так. На самом деле в системе антиспама компании «Ашманов и партнеры», которая установлена на серверах почтовой службы Mail.ru, применяются разные методы фильтрации, и их гораздо больше, чем в «Спамообороне»», — не соглашается Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru.
«Многие пользователи отмечают, что спам-фильтр от компании «Яндекс» на сегодняшний день — один из лучших в России: минимальное количество несрабатываний и ложных тревог, — парирует Игорь Митюрин, начальник отдела защиты информации Русславбанка. — Другое дело, удастся ли компании занять половину рынка корпоративного антиспама — сложный вопрос, все будет зависеть от маркетинговой активности. Ведь иногда даже идеальные вещи очень плохо продвигаются».
А Кирилл Дмитриев, управляющий директор Delta Private Equity Partners,
опасается, что выход «Яндекса» на рынок с собственной антиспамовой системой может негативно сказаться на компании.
««Яндекс» — успешная компания, которая демонстрирует очень хорошие показатели. Но корпоративный рынок антиспама сильно отличается от того, что она делает сейчас. «Яндекс» скореe ориентирован на малый и средний бизнес, а если будет искать выход на более крупных клиентов, это будет означать расфокусирование бизнеса», — говорит Дмитриев.