Министр природных ресурсов Юрий Трутнев в четверг заявил, что его ведомство может занять более жесткую позицию в отношении компании ТНК-ВР, которая до сих пор не приступила к разработке Ковыктинского месторождения, лицензия на которое была получена более 10 лет назад. Срыв производственных планов происходит из-за разногласий ТНК-BP с «Газпромом».
На вопрос о том, имеет ли он в виду отзыв лицензии, Трутнев ответил: «Нет, это было бы неправильно». Тем не менее министр подчеркнул, что государство не может бесконечно ждать, пока стороны договорятся, так как оно теряет рабочие места, доход от налогов и процент от ВВП.
Трутнев также добавил, что недовольство Минприроды распространяется не только на ТНК-ВР, но и на вторую сторону переговоров — «Газпром», который также задерживает сроки освоения некоторых месторождений.
В пресс-службе Минприроды не смогли пояснить, о каких особых мерах говорил министр, а пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев откровенно признался, что не понимает, что хотел сказать Трутнев.
«Еще в сентябре прошлого года мы разработали проект дополнительного лицензионного соглашения и согласовали его со специалистами МПР. С тех пор мы ждем, когда в Минприроды его подпишут», — пояснил Бобылев. В министерстве весной этого года «Газете.Ru» говорили, что лицензионное соглашение по Ковыкте будет рассмотрено до конца первого квартала текущего года, однако оно до сих пор не подписано.
Оператор Ковыктинского проекта компания «РУСИА Петролеум» получила лицензию на месторождение еще в 1993 году. Но инвестиции ТНК-ВР в Ковыктинский проект не окупаются, поскольку добыча газа не ведется. А администрация Иркутской области, которая владеет миноритарным пакетом в проекте, в сложившейся ситуации думает о продаже своей доли.
Между тем Ковыкте прочили блестящие перспективы: уже во второй половине 90-х годов газ с гигантского месторождения в Иркутской области планировалось поставлять на экспорт в Южную Корею и Китай, заодно решая проблемы газификации местных регионов. Но до сих пор нет ясного ответа на вопрос, куда пойдет ковыктинский газ — на экспорт или, как этого добивается «Газпром», на внутренний российский рынок.
Если большая часть ковыктинского газа будет экспортироваться, как это предполагалось ранее, в азиатские страны, то на этих рынках он может составить конкуренцию газу, который «Газпром» планирует добывать на Сахалине (монополия рассчитывает, что после слияния с «Роснефтью» она получит доли в проектах на Сахалине и начнет экспортировать газ).
Конкуренция в Китае или Корее с российским поставщиком газа не выгодна ни «Газпрому», ни государству в целом.
Поставлять газ на внутренний рынок ТНК-ВР невыгодно из-за регулируемых государством и до сих пор заниженных цен, отчего может пострадать рентабельность проекта. Без экспортного канала проект из тупика вывести невозможно.
В последнее время ТНК-ВР пошла на значительные уступки «Газпрому». Президент компании Роберт Дадли даже заявил, что может согласиться на роль «младшего партнера» в проекте. «Старшим», естественно, будет «Газпром». Кроме того, ТНК-ВР фактически согласилась на поставки газа по России. Теперь речь идет уже о том, что экспортные поставки с Ковыкты могут начаться не в 2008 году, как предполагалось изначально, а лишь с 2014 года.
Между тем особого успеха на переговорах стороны не достигли. Глава «Газэкспорта» Александр Медведев, например, пообещал вновь возобновить переговоры после завершения слияния с «Роснефтью». «Тогда мы будем иметь четкое представление о наших возможностях в Восточной Сибири и сможем подойти к этому вопросу комплексно», — сообщил он на Российском экономической форуме в Лондоне.
Но отношение государства к проекту изменилось.
Помощник президента Игорь Шувалов назвал проект «стратегически важным для Российской Федерации» и подчеркнул, что «необходимо начинать его разработку исходя из реальных партнерских отношений».
Возможно, этот импульс придала встреча президента Путина с главой ВР.
«Да, у проекта много проблем. «Газпром» расправляется с инвестором, поскольку видит в его лице конкурента.
Но, если государство заинтересовано в проекте, оно должно выступить верховным арбитром в споре. Ему следует усадить за стол переговоров конфликтующие стороны и добиться снятия проблемы транспортировки газа. Это и есть та особая мера, которую государство вполне может применить к обеим сторонам», — считает член экспертного совета комитета по природопользованию Госдумы Михаил Субботин.
С ним согласен аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев: «Проект тормозится из-за разногласий сторон в концепции поставок газа. Причем задержки идут именно со стороны «Газпрома», а не ТНК-ВР. Именно монополия сбила первоначальные планы компании, не предложив конструктивного решения и так и не определившись с собственными планами. Поэтому я думаю, что ТНК-ВР отзыв лицензии не грозит, хотя и к «Газпрому» никаких особых мер приниматься не будет. Скорее всего, Юрий Трутнев сейчас пытается надавить на обе стороны. Недаром он упоминает и ТНК-ВР, и «Газпром». Его цель — заставить стороны договориться по концепции транспортировки газа, без чего нормальная разработка проекта невозможна».