«Мы решили подать иск на следующей неделе, вся необходимая документация для иска готова, — цитирует «Интерфакс» управляющего директора Group Menatep Тима Осборна. — Мы требуем выплаты остатка по кредиту, который составляет около $650 млн и включает основную сумму долга и проценты».
В сентябре 2003 года ЮКОС взял в банке Societe Generale (SG) кредит на $1,6 млрд, финансовое обеспечение под который предоставила Group Menatep, контролирующая более 60% ЮКОСа.
Гарантом по кредиту выступала «дочка» ЮКОСа — «Юганскнефтегаз», поскольку обеспечением кредита была нефть, добытая компанией.
В декабре 2004 года «Юганскнефтегаз» был продан в счет уплаты налоговых долгов ЮКОСа, а его конечным покупателем стала «Роснефть». Но иск Group Menatep адресован к самому «Юганскнефтегазу».
«Многое зависит от условий соглашения по предоставленному кредиту. Обычно в них указывается, при каких обстоятельствах кредитор вправе требовать досрочного выполнения обязательств от должника. Среди таких обязательств, например, наложение ареста на часть активов, — заявил «Газете.Ru» председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
— В случае с ЮКОСом эти экстренные обязательства давно уже наступили, так что агент Group Menatep по кредиту – SG уже давно должен был потребовать досрочной выплаты».
Главный акционер Group Menatep Леонид Невзлин в разговоре с «Газетой.Ru» отказался комментировать иск к «Юганскнефтегазу», сославшись на то, что является акционером, а не представителем руководства группы.
Тим Осборн сообщил, что после того, как Group Menatep потребовала от «Юганска» досрочно погасить долг, никаких переговоров между сторонами не было. По всей видимости, шансов на мирное решение проблемы у сторон нет.
«Реструктуризация долга в этой ситуации невозможна, — полагает управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов. — Group Menatep в ней не заинтересована. Стороны нанесли друг другу слишком много обид, и «Менатеп» не будет входить в положение должника, а потребует деньги сейчас и сразу».
«Шансы на победу в суде Group Menatep я оцениваю как высокие, — утверждает эксперт. — Суд может обязать должника погасить кредит с учетом процентов».
Впрочем, в этом процессе есть обстоятельство, которое заставляет экспертов усомниться в целесообразности обращения в Лондон. Дело в том, что лондонский арбитраж — это, по сути, частный третейский суд, решения которого обязательны для сторон, но исполняются через государственные суды.
Решение лондонского арбитража тем не менее будет обязательно для исполнения в России. «Россия подписала Нью-Йоркскую конвенцию 1958 года, по которой обязалась исполнять решения иностранных третейских судов», — утверждает Тутыхин.
Но на практике исполнять решения лондонского суда придется арбитражному суду по месту регистрации «Юганскнефтегаза». Там будут выписаны исполнительные листы, за реализацией решений которых будут следить опять-таки отечественные судебные приставы. И тут, по словам Тутыхина, «Юганскнефтегаз» может заявить, что решение лондонского суда не подлежит исполнению на территории России. «А причины они найдут», — уверен юрист.
«Если эти причины наш независимый суд сочтет серьезными, то решение исполняться не будет, а Group Menatep придется вновь подавать иск в арбитраж по месту регистрации «Юганскнефтегаза» и вести еще один процесс с самого начала до самого конца — с апелляцией, кассацией, возможным надзором и так далее, и так далее». Так что судебный процесс может затянутся на годы.