Аркадий Александрович Вайнер умер спустя несколько дней после открытия DetectiveFEST – фестиваля детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики, президентом которого он являлся. О смерти писателя от, по предварительным данным, острой сердечной недостаточности минувшей ночью сообщил генпродюсер фестиваля Юрий Митюшин.
«Задача фестиваля — воспитать уважение к закону. Задача глубже — через уважение к закону воспитать уважение друг к другу и к самому себе, то есть то, что описывается словом «достоинство»», — заявил Вайнер на пресс-конференции, посвященной открытию. Вполне естественная постановка вопроса для бывшего следователя и одного из самых успешных советских писателей. Книги Аркадия и Георгия Вайнеров вышли в 40 странах общим тиражом около 300 млн, первая же из них была основана на материалах дела, которое вел следователь 21-го отделения милиции Вайнер.
Если бы советская власть лучше разбиралась в рекламе, то жизнь этого человека могла бы послужить образцом биографии в Стране Советов.
Родился в 1931 году в Москве, окончил школу с золотой медалью, поступил в МАИ, но после первого курса перевелся на юридический факультет МГУ. Работал следователем, дослужился до начальника следственного отдела МУРа. В 1967 году вышел первый роман Аркадия и Георгия Вайнеров «Часы для мистера Келли». Спустя много лет, вспоминая историю создания этой книги, Георгий Вайнер назвал ее лежащей «за пределами человеческой эстетики». История создания книги и вправду была лучше ее самой.
Посоветовал братьям начать писать Норман Бородин – сын друга Ленина и создателя коммунистической партии Америки, советский разведчик, знакомство с которым подвигло Юлиана Семенова на создание «Семнадцати мгновений весны», сиделец советских лагерей, журналист и вообще интересный человек.
Он предложил Вайнерам написать рассказ страниц на шесть. Братья взялись за дело и через два месяца предъявили результат – рукопись в 600 страниц. Бородин отнес рукопись в журнал «Советская милиция», а Юлиан Семенов – в «Наш современник». К изумлению новоявленных писателей, оба журнала приняли текст к публикации, правда, сократив вдвое. Еще более удивительным было то, что сокращенное в одном журнале было опубликовано в другом и, соответственно, наоборот.
Как и положено, история одного из самых значительных явлений в отечественной детективной литературе началась с курьеза.
Потом последовали десятки книг, два десятка фильмов, включая экранизацию романа «Эра милосердия» — «Место встречи изменить нельзя», успех. Причиной которого, возможно, было понимание писателем неочевидных для жанра истин: «За свою жизнь я контактировал с тысячами преступников и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей среди них нет».
Свободное книгоиздание и коммерческие каналы постсоветской России обеспечили Вайнерам финансовую независимость, однако не принесли спокойствия: происходящее в стране скорее огорчало. Георгий уехал жить в Америку, Аркадий остался в России и вместе с дочерью Натальей Дарьяловой выпустил в эфир телеканал «Дарьял-ТВ», владельцами и руководителями которого они являлись. Дела у канала шли не слишком удачно, и в конце концов 75% акций купила шведская компания MTG. Эфирная политика владельцев нового ДТВ вошла в противоречие с «воспитательными» целями, которые имел в виду Аркадий Вайнер, когда создавал канал, но письмо протеста в администрацию президента, подписанное уважаемыми деятелями культуры, эффекта не возымело.
Другим общественным детищем Аркадия Вайнера стал DetectiveFEST – фестиваль, который в этом году проходит уже седьмой раз.
Последним проектом, который, возможно, так и не будет теперь осуществлен, был сиквел «Места встречи». Центральной интригой картины должна была стать смерть Жеглова из-за предательства сослуживца и расследование его гибели. В картину должны были войти кадры с Высоцким, не вошедшие в постановку Говорухина.