В пятницу в Москве открылся очередной Всероссийский образовательный форум. В его рамках пройдет второй тур конкурса «Лучшие школы России», победителей которого выявит за эти дни общественная экспертиза. Пока лучшими признаны 30 школ из 57 российских регионов. Как рассказал «Газете.Ru» председатель конкурса, ректор Академии повышения квалификации работников образования Эдуард Никитин, всех финалистов первого тура можно разбить на три группы. Каждая из них, с точки зрения Эдуарда Никитина, «полностью соответствует нынешней социальной картине в нашем обществе». «Есть школы для богатых – негосударственные. Ко второй группе относятся гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением ряда предметов, в которых учатся дети из семей с достаточно высоким материальным положением и социальным статусом — интеллигенции или среднего класса. И есть школы для семей с малым достатком», — заявил он. В частности, среди победителей две элитные частные школы, 20 школ с углубленным изучением ряда предметов, лицеев или гимназий и с десяток — из городских спальных районов и сельских школ. Впрочем, как рассказали участники форума, учебные заведения выбирали, отталкиваясь в первую очередь от программ обучения, которые предлагают эти школы. «Главное, чтобы там интересно и качественно учили», — сообщили они.
В то же время, по словам экспертов, критерием определения хороших школ является не только сама по себе программа учебного заведения, но и востребованность школ родителями, а главное — успешность их выпускников и прежде всего их «поступаемость» в высшие учебные заведения. Однако основанных также и на этих критериях официальных рейтингов 65 тыс. российских школ не существует. «Никаких официальных рейтингов школ! Это наша принципиальная позиция», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь московского департамента образования Александр Гаврилов. «Ранжирование учебных заведений школ создало бы совершенно кризисную ситуацию», — разъяснил «Газете.Ru» Эдуард Никитин. «В признанные лучшими тут же выстроится бесконечная очередь родителей с номерами на ладонях», — убежден он.
Что касается неофициальных рейтингов, то они все-таки есть. Например, подобные списки иногда появляются в интернете – правда, зачастую они носят взаимоисключающий характер. Также при выборе школы для ребенка можно ориентироваться на рекламу образовательных услуг, представляемую различными учебными заведениями. Однако достоверность и этого рода информации вызывает сомнения. Как заявил ректор Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов, можно было бы обязать все образовательные учреждения «вывешивать в интернете полный пакет информации о себе, после чего глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов проверял бы достоверность этих данных». Но в реальности до этого еще далеко.
Существует еще один рейтинг – родительский, или, как назвала его директор петербургской гимназии № 56 Майя Пильдес, «рейтинг очереди в булочной». Заинтересованные лица держат друг друга в курсе о том, куда стоит, а куда не стоит отдавать ребенка учиться, «голосуя» за него, по словам ректора Академии повышения квалификации работников образования Никитина, «ногами и рублем».
«Газета.Ru» в свою очередь выяснила, из каких школ набирают для себя студентов сами вузы.
Как оказалось, у многих высших учебных заведений действительно есть «свои» школы, на выпускников которых они традиционно ориентируются при наборе первокурсников. Например, в МГУ им. Ломоносова назвали две школы – 171-я московская и Колмогоровский интернат. Там готовят будущих экономистов, специалистов по информатике, химии, биофизике.
В ГУ-ВШЭ тоже ориентируются на выпускников «практически элитарных» московских школ: это образовательный центр «Царицыно», московская экономическая частная школа № 45 и школа № 57, специализирующаяся на математике, литературе и химии.
Как рассказал «Газете.Ru» доцент Физтеха (МФТИ) Назар Агаханов, являющийся одновременно зампредседателя методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, большинство поступивших в этот вуз проходили предварительную подготовку у физтеховских преподавателей — либо в московских школах №№ 1840, 363, 463, 1173 и в школе № 5 города Долгопрудный, либо в качестве участников физико-математических олимпиад. Но самой сильной физико-математической школой России Назар Агаханов считает петербургскую школу № 239, которая, кстати, по одному из рейтингов занимает лишь 4-е место, и даже не по России, а по своему району.
Больше всего школ, как оказалось, на хорошем счету у МГТУ имени Баумана: примерно по сотне в Москве и в Московской области. В основном это лицеи и классы с физико-математическим уклоном, выпускники которых ежегодно составляют до трети набора в Бауманку. В частности, там назвали школы №№1516, 444 и 401. Эти учебные заведения, как рассказал «Газете.Ru» проректор МГТУ по учебной работе Евгений Юдин, вуз отобрал на основании собственного рейтинга.
Исключение составляет разве что Институт международных отношений, у которого, как сообщил «Газете.Ru» проректор МГИМО Андрей Мельвиль, нет излюбленных школ или лицеев. И хотя в основном это школы с углубленным изучением иностранных языков, «требования к языковой подготовке в вузе настолько велики, что даже этих знаний недостаточно, и абитуриентам МГИМО все равно необходима дополнительная подготовка», — подчеркнул он.
В пятницу на форуме прозвучало предложение создать Ассоциацию победителей конкурса «Лучшая школа России», включив туда, помимо 30 победителей этого года, и тридцатку прошлогодних. Поэтому не исключено, что через некоторое время в России все-таки появятся приближенные к реальности официальные рейтинги учебных заведений. Кстати, директора школ — победителей конкурса на лучшую школу страны не имеют ничего против того, чтобы предавать эти данные широкой огласке. Как заявила «Газете.Ru» Майя Пильдес, школы-лидеры не боятся немедленно последующего вслед за этим наплыва желающих там учиться: на то есть конкурс. «Школы, не соответствующие этим требованиям, надо закрывать или вливать их в успешные учебные заведения», — считает она.