В четверг появилось сообщение о том, что у украинской Генпрокуратуры есть
вопросы по приобретению российской ТНК-ВP местного Лисичанского НПЗ.
Позднее с Украины пошли новости о том, что представители ТНК-ВР встречались с премьером Юлией Тимошенко и договорились о льготных ценах на бензин для аграриев — и не только. После этого Генпрокуратура сказала, что дело по Лисичанскому НПЗ рассматривает, но в суд иск не подавала.
О результатах состоявшихся в четверг переговоров исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана с украинским премьером Юлией Тимошенко рассказал президент ООО «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий.
Лисичанский НПЗ, принадлежащий компании, продолжит отгрузки дизельного топлива для аграриев по цене 2400 гривен за тонну (при рыночной цене в 2950 гривен за тонну). ТНК-ВР до конца месяца, то есть до 1 мая 2005 года, замораживает цены на собственных АЗС на том уровне, который установлен Минэкономики Украины, сказал Городецкий.
Кроме того, торговый дом «ТНК-Украина», по словам Городецкого, приложит усилия «для нормализации ситуации в дистибуторской сети, насколько позволит его влияние на процессы ценообразования».
Планы по регулированию цен на российские нефтепродукты украинское правительство вынашивало с зимы.
14 апреля глава минэкономики Украины Сергей Терехин подписал приказ «Об установлении предельных уровней оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензины моторные», который вводил госрегулирование. Он должен был вступить в силу 25 апреля.
А 18 апреля «ТНК-ВР Украина» сообщила о приостановке продажи всех видов нефтепродуктов, кроме бензина Аи-98, на принадлежащих ей украинских АЗС. А входящий в компанию Лисичанский НПЗ прекратил отгрузку ГСМ. На следующий день «ЛУКойл» и «Татнефть», тоже работающие на рынке Украины, заявили о решении не подчиняться приказу украинского минэкономики. Они попросили премьера Юлию Тимошенко об аудиенции, а премьера Михаила Фрадкова призвали встать на защиту интересов российских компаний на Украине.
Нефтяники были настроены по-боевому, но капитулировали при личной встрече с Тимошенко. Объяснить эту странность личным обаянием украинского премьера нельзя. Если вспомнить, как развивались события, то их поступок не кажется нелогичным.
Когда нефтяники отказались торговать себе в убыток и продолжили продажу топлива и оптом, и в розницу по рыночным ценам, Юлия Тимошенко обвинила «ЛУКойл» и ТНК-ВР в монопольном сговоре. Она заявила журналистам, что «сформировался монопольный картель из российских компаний, которые диктуют Украине цены».
Полным диссонансом прозвучали при этом слова главы антимонопольного комитета (АМК) Украины Алексея Костусева, который считает, что никакого картельного сговора нет: «Пока мы только открыли дело, мы не можем никого обвинять, любые выводы здесь преждевременны».
Но о том, что власти Украины намерены использовать всю мощь административной машины, говорит хотя бы тот факт, что вчера правительство Украины отправило в регионы 320 «мобильных групп» из представителей налоговой полиции, санэпидемстанции и пожарной инспекции для масштабной проверки заправок.
Одновременно анонимный представитель Хозяйственного суда Киева поведал СМИ, что Генпрокуратура подала в суд иск к фонду государственного имущества и «ТНК-ВР Украина», который мог бы привести к национализации Лисичанского НПЗ. Однако как только были обнародованы итоги переговоров с Тимошенко, появилось совсем другое сообщение. Руководитель пресс-службы Генпрокуратуры Вячеслав Астапов заявил, что генпрокуратура «проводила проверку материалов относительно приватизации Лисичанского НПЗ, однако каких-либо исков в суды не подавала».
«Это шантаж со стороны правительства в отношении собственников НПЗ, — делает вывод директор Института стран СНГ Константин Затулин. — Конечно, в процессе приватизации на Украине были допущены ошибки, но надо определить, начнет ли ее украинское правительство или нет, и будет ли она проводиться для всех инвесторов или только для русских. Реприватизация должна иметь объективную основу, а пока идет нечестная борьба, в рамках которой людей наказывают политически и экономически».
Пока вопрос о пересмотре итогов приватизации Одесского НПЗ (владелец — «ЛУКойл Украина») или Кременчугского НПЗ («Укртатнафта») не поднимался, но как будут события развиваться дальше, никто предсказать не может. В пятницу должна состояться встреча Юлии Тимошенко с президентом «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым, где, вероятно, этот вопрос и решится.
«Все действия предпринимаются в процессе острой политической борьбы в непосредственной близости от парламентской избирательной кампании следующего года. Не означает ли все это, что действиями премьер-министра Тимошенко руководит политик Тимошенко, которая заинтересована, во-первых, в выбивании экономической опоры у оппозиции, а во-вторых, в приобретении на почве шантажа и исков спонсорскую базу для своих политических усилий? У меня возникает такая догадка», — говорит Затулин.
Если учесть, что Тимошенко удалось добиться уступок от российских нефтяников методами шантажа, то ее на первый взгляд блестящая победа равна поражению, за которым последует сокращение поставок нефтепроудктов на Украину, считает эксперт.