Правительство и депутаты в последние недели бесконечно обсуждают проблемы с удорожанием топлива перед посевной. Есть одна компания, которая c декабря розничные не повышает, — НК «ЛУКойл», и за это против нее ополчились все конкуренты.
Действия «ЛУКойла» грозят разорением малому бизнесу, работающему в сфере ТЭК, заявил в среду президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов.
«Действия», которые так возмущают главного борца страны за малый бизнес, — это ценовая политика, осуществляемая НК. А подтекст, на первый взгляд, политический.
В конце декабря глава компании Вагит Алекперов был зван в Кремль на встречу с Владимиром Путиным.
Алексперов пообещал президенту не поднимать цены на бензин на своих АЗС. Слово компания сдержала: ее розничные цены заморожены на уровне декабря 2004 года. И теперь они дешевле, чем на других АЗС страны, это признают даже недоброжелатели «ЛУКойла».
По данным исполнительного директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, с 11 апреля дизтопливо на заправках «ЛУКойла» стоит в пределах 12,8–13,4 руб. за литр, Аи-92 — от 13,8 до 14,60 руб., что на 7–10% дешевле, чем на заправках других компаний.
Казалось бы, политику компании можно лишь приветствовать. Но вместо этого она вызвала резкую критику со стороны владельцев мелких сетей АЗС и региональных трейдеров. Все дело в том, что «ЛУКойл», заморозив розничные цены, повышает оптовые, и с начала 2005 года они выросли в среднем на 30%.
Независимые владельцы АЗС в регионах, где «ЛУКойл» занимает по факту монопольное положение (например, в силу того, что там находятся его НПЗ), покупая оптом топливо по существующим ценам, оказываются не в состоянии конкурировать с демпинговыми розничными ценами на заправках «ЛУКойла» и разоряются, утверждает Сергиенко.
«Наверное, заморозить розничные цены со стороны «ЛУКойла» было правильным решением, но тогда надо заморозить и оптовые, иначе маржа будет настолько ничтожной, что бизнес малых предприятий станет убыточным», — считает Сергей Борисов.
По словам Сергиенко, «ЛУКойл» своими действиями пытается создать в общественном мнении имидж защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося роста цен на нефтепродукты. С ним согласен и Борисов, назвавший действия нефтяной компании «политической бравадой».
«ЛУКойл» обвинения в демпинге отрицает. Начальник отдела по работе с инвесторами «ЛУКойла» Геннадий Красовский убежден, что российские владельцы АЗС просто привыкли к чрезмерной доходности бизнеса. У них она составляет 25–30%, тогда как за рубежом не поднимается выше 5–7%. Красовский заявил, что обвинять «ЛУКойл» в демпинге нельзя, ведь для своих АЗС компания обеспечивает рентабельность.
А разбираться, кто прав, придется Федеральной антимонопольной службе: «ОПОРА России» изложила свои взгляды в официальном запросе, где требует проанализировать, насколько действия «ЛУКойла» соответствуют антимонопольному законодательству.
Мнения участников рынка о том, на чьей стороне правда, разделились. Владельцы АЗС на стороне Борисова. Но многие на рынке согласны с теми доводами, которые приводит «ЛУКойл», а некоторые эксперты и вовсе говорят, что никакой политикой в деле не пахнет и Борисов, прикрываясь ОПОРой, действует в интересах заправщиков.
Аналитики не уверены, что претензии к «ЛУКойлу» полностью обоснованы. «ЛУКойл» заморозил цены не по своей инициативе, а после встречи с Путиным», — подчеркивает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. «Если «ЛУКойл» начнет демпинг на оптовом рынке, как просит РТС, то трейдеры просто скупят все и перепродадут с выгодой для себя. Неочевидно, что цены на АЗС при этом станут ниже», — полагает Радина из ИК «Финам». А президент Института энергетической политики Владимир Милов не уверен, что господдержка малых компаний в розничном бизнесе необходима. «Они нужны в добыче нефти, а в торговле я не уверен, что их надо поддерживать. Наверняка обращение в ФАС оплачено региональными трейдерами, чья маржа прибыли сократилась из-за «ЛУКойла». Если мы платим 15 рублей за литр бензина, то из них 5 рублей — прибыль владельцев автоколонок. За такие деньги можно и письмо в ФАС написать, — комментирует эксперт. — Эта сфера всегда способствовала оттоку денег в теневую экономику. Если розничные торговцы вместо 5 рублей будут зарабатывать 50 копеек, то ничего плохого для экономики не произойдет. Уменьшение маржи прибыльности — нормальное рыночное явление. Я не думаю, что жалоба РТС будет серьезно рассмотрена в госорганах».