До 10 апреля министерства и ведомства (среди них ФАС, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минсельхоз) должны были по поручению Михаила Фрадкова представить в правительство предложения по предотвращению роста цен на топливо на период посевной кампании. Спустя полторы недели после появления поручения председатель Госдумы Борис Грызлов, выступая в среду на правительственном часе в Госдуме, признался, что ничего сделано не было. «Мы не услышали ни одного предложения по этому вопросу», — сказал он.
На самом деле руководители по крайней мере двух ведомств свою позицию озвучили. Проблема в том, что конструктивных предложений чиновники выработать не смогли. Повлиять на рост мировых цен на нефть министерства не могут, а изменить систему налогообложения, от которой во многом зависит цена, не хотят.
В марте вновь подорожала нефть на внутреннем рынке и выросли оптовые цены на ГСМ. В начале месяца тонна нефти продавалась по цене 4650–4800 рублей, в конце --уже по 6150 рублей. Средние отпускные цены на ГСМ поднялись на 10%. К ним подтягиваются и розничные цены на нефтепродукты. Московская топливная ассоциация прогнозирует в ближайшие месяцы рост цен на АЗС на 10–20%.
Минэкономразвития в ответ на поручение пока отмалчивается. Ничего не говорят и в Минпромэнерго. Зато Минсельхоз высказался за всех.
«Нефтяной сектор России необходимо признать естественной монополией, — предложил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. — Тогда его можно будет регулировать так, как правительство регулирует естественные монополии».
Правда, каким образом государство сможет частным нефтяным компаниям устанавливать цены, министр не пояснил. Да и рост мировых цен на нефть (а это и есть главная причина, толкающая цены на бензин вверх) подобным способом остановить не удастся. «Осуществить предложение господина Гордеева невозможно, да и правительство не захочет. Оно ведь заинтересовано в нефтяных доходах», — полагает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. А член экспертного совета Госдумы по налогообложению Михаил Орлов предостерегает:
«Если нефтяные компании превратить в естественные монополии, то можно остаться без бензина, ведь они пойдут его экспортировать. Господину Гордееву следует более осторожно подходить к высказываниям перед посевной кампанией: такие слова могут завтра же взвинтить цены».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с более приемлемыми предложениями. Игорь Артемьев справедливо рассудил, что высокие мировые цены на нефть стимулируют вывоз сырья из России. По данным Минпромэнерго, экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья с начала 2005 года вырос на 13%, а поставки на свои НПЗ, наоборот, снизились на 4,6%.
Стало быть, по логике Артемьева установленные правительством экспортные пошлины не играют роль надежного заслона для утечки сырья за границу. И в среду глава ФАС предложил ввести плавающие экспортные пошлины на нефть.
На первый взгляд предложение разумное, но экспертам оно не нравится. «Нефтяники заключают контракты на несколько месяцев вперед, и им необходимо точно просчитать всю экономику будущих поставок. Если пошлины будут постоянно меняться, компании не смогут выполнять свои контрактные обязательства», — уверен Сергиенко. «Если введение более высоких пошлин в периоды сезонного спроса на топливо будет иметь краткосрочный характер (на один-два месяца), эффект от такой меры может быть прямо противоположным. Накануне введения высоких пошлин, как правило, увеличивается объем экспорта, а на внутреннем рынке снижается предложение и растут цены. Подскочившие цены в дальнейшем могут снижаться, но не факт, что они вернутся даже к исходному уровню», — полагает эксперт исследовательской группы «Петромаркет» Мария Чернова. По ее мнению, при долгосрочном (на полгода и более) и существенном увеличении экспортных пошлин на нефть и топливо можно действительно ожидать снижения внутренних цен. Но из-за снижения эффективности экспорта могут снизиться объемы добычи и первичной переработки нефти и, как следствие, сократятся доходы федерального бюджета России. А на это Минфин не согласится.
Между тем изменить систему налогов на нефтяную отрасль никто не предлагает, хотя известно, что до половины стоимости топлива составляют налоги и акцизы, которые уходят в госбюджет.
В 2002 году была принята новая глава Налогового кодекса, меняющая систему взимания акцизов на нефтепродукты. «Из-за этих новаций деятельность независимых торговцев бензином, не принадлежащих крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям, стала нерентабельной», — рассказывает Орлов. Сохранить свой бизнес смогли только те компании, которые имели свои НПЗ: ЮКОС, «ЛУКойл» и другие гиганты, тогда как независимые торговцы разорились и ушли с рынка. «Наша налоговая система позволила монополизировать торговлю нефтепродуктами, и нынешний рост цен на нефтепродукты был вполне предсказуем еще в 2002 году. Законопроект по новой системе акцизов ушел в правительство без подписи Германа Грефа, а теперь, когда мы пожинаем его плоды, именно Грефа винят в разгоне инфляции, которая не более чем следствие роста цен на бензин». А покупатели бензина, в том числе и государство, стали заложником налоговой системы государства.