Торгово-промышленная палата России и некоммерческое партнерство «Координатор рынка газа» (КРГ) решили обратиться в правительство с просьбой разрешить «Газпрому» и независимым производителям в качестве эксперимента продавать по 5 млрд куб. метров газа на бирже. В правительстве проект соответствующего постановления уже подготовлен и даже согласован со всеми ведомствами за исключением МЭРТ. А вот промышленные потребители газа относятся к идее с опасениями.
Один из авторов идеи биржевых торгов директор института нефти и газа РАН академик Анатолий Дмитриевский не указал, когда именно должен начаться эксперимент по биржевой торговле газом, но заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин выразил надежду, что свободная торговля начнется уже с 2006 года.
Дмитриевский сообщил, что газ на рынке будет обезличен, поскольку продажи будут происходить через клиринговую организацию. «Газпром» не будет знать, чей газ прокачивает — свой или независимых производителей, подчеркнул он. Торги будут проводиться ежедневно, с поставкой на следующий день, и первоначально на них будут преобладать лишь спотовые операции. «Аукционы позволят обеспечить прозрачность торговли, дадут индикацию рыночной цены на газ и послужат полигоном для отработки технологий торгов», — заявил ученый. А руководитель рабочей группы КРГ Джек Нюшлосс заверил присутствующих, что на бирже не будет доминирования одного участника и «в будущем на ней, возможно, будет открыт доступ импортному газу». Все участники будут иметь равные права в управлении биржей, и она будет открыта для присоединения новых членов, обнадежил он.
Почему дела будут обстоять именно так, непонятно.
Механизмы и правила, предотвращающие использование доминирующего положения участников рынка при ценообразовании на нем, пока не существуют.
Как не существуют и некоторые законы, на которые должна опираться работа биржи. Например, нет закона о трубопроводном транспорте, а следовательно, нигде не описан порядок доступа к нему независимых производителей. В действующих законах нет понятия собственника и оператора системы магистральных газопроводов, нигде не говорится и о других важных для работы биржи вещей. Чтобы ликвидировать эти пробелы, понадобится много времени.
Но работа биржи может затормозиться не только из-за отсутствия законодательной базы. Пока еще не принято однозначного решения, на какой площадке будут проходить торги, сколько площадок будет и кто будет регулировать их работу. А в Минэкономразвития не понимают, откуда «Газпром» возьмет 5 млрд куб. метров для продажи на бирже.
«На сегодняшний день есть баланс газа, утвержденный Минпромэнерго, и в нем нет места для лишних 5 млрд куб. метров газа», — полагает директор департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ Кирилл Андросов.
В министерстве опасаются, что «Газпром» просто купит газ, а потом перепродаст его на бирже, поэтому и отказываются визировать постановление правительства о биржевых торгах.
Но самый главный вопрос, который должен быть решен на бирже, — это цена. В Торгово-промышленной палате заверяют, что свободная цена на газ превысит регулируемую на $8–12 за тысячу кубов. Если расчеты КРГ верны, то газ «Газпрома» на Ямале, который сегодня обходится промышленному потребителю в $22 за тыс. куб. метров, на бирже будет стоить $30, то есть его цена повысится на 36%.
Крупнейший промышленный потребитель газа в России — энергохолдинг РАО ЕЭС считает, что предприятия энергетической отрасли не готовы к биржевой торговле газом. Представители РАО направили главе «Газпрома» Алексею Миллеру письмо с просьбой оставить регулируемые цены на две трети поставок газа в 2006 году.
Если исходить из того, что в среднем цены независимых производителей, торгующих газом по свободным ценам, превышают цены «Газпрома» на 20–30%, то следует ожидать, что биржевые цены для промышленных потребителей будут также выше регулируемых на 20–30%.