Оранжевая революция, слегка опереточная с самого начала, приступила к революционному террору. Делает она это тоже слегка опереточно, но уже есть первые жертвы. В киевском театре имени Леси Украинки идет прокурорская проверка.
В пятницу за Лесю вступились русские депутаты-коммунисты. Член КПРФ Андрей Самошин выразил озабоченность происходящим вокруг арестованного спикера донецкого парламента, а потом возмутился «гонениями на театр имени Леси Украинки, который не пустили на гастроли в Россию, завели уголовное дело против руководителей и ряда сотрудников театра — они не так себя вели во время «оранжевой революции».
Это удивительная история началась в феврале. Заварил ее Микола Володимерович Томенко, вице-премьер правительства Украины по гуманитарным вопросам: он дал интервью газете ВВ, в которой, в частности, заявил, что русскоязычный театр не может представлять украинскую культуру за рубежом. Это касалось не поездки к папуасам, а гастролей театра Леси Украинки во время дней культуры Украины в Москве.
По-своему пан Микола безусловно прав.
Если дома президент и премьер-министр должны говорить на официальных мероприятиях по-украински, то уж москалям украинскую культуру должны представлять только театры, играющие спектакли на государственной мове. И пусть Руслана спела часть «Диких танцив» на английском, но так то ж не москалям...
Пан Томенко знает, как держать генеральную линию: в прошлом он секретарь комитета комсомола и кандидат исторических наук, защитившийся по теме
«Проблема державності в програмних документах та діяльності сучасних партій України (історично-політичний аналіз)».
В нынешнем правительстве Томенко занимается «Евровидением». В сучасную поп-музыку он тоже почем зря вводит державность. Общий смысл его рассказов в прессе примерно таков: «Евровидение» — главная национальная задача Украины. Оранжевые палатки под ласковым майским небом Матери городов русских должны стать лицом государства и волшебной палочкой, которая сделает страну туристическим раем и приведет на Украину грандиозные финансовые потоки. И если кто-то из менеджмента гостиниц и прочих спортсооружений пойдет на поводу у рентабельности, а не у государства, он будет уволен, против него будет заведено уголовное дело, и «мы проверим его коммерческую деятельность за последние десять лет».
Понятно, отчего трепещут Театр русской драмы имени Леси Украинки и фракция КПРФ. Одного только гипнотического взгляда Томенко было бы достаточно, чтобы посеять панику среди слабонервных актеров, а тут еще прокуратура. Правда, российские коммунисты ошиблись: никаких уголовных дел пока не заведено. Но каждый даже самый законопослушный гражданин занервничает, когда профессиональный искатель правды начнет копаться в его документах. Народный артист Украины Резникович – художественный, деловой, идейный и проч. руководитель Театра Леси Украинки, по всеобщему мнению, — главная мишень всех проверок и обмолвок.
Не надел вовремя оранжевый шарфик — теперь терпи.
Скандал с невыпуском русского театра в Россию не мог не выплеснуться за пределы Киева и Москвы. Открытое письмо к президенту Ющенко появилось на правах рекламы на политической полосе газеты Washington Post. Во время прокурорской проверки в связи с предполагаемым нецелевым расходованием средств потратить несколько десятков тысяч долларов на такое мог, скорее всего, провокатор.
С ответом выступили и прокуратура, и министерство культуры Украины. Аргументация прокуратуры проста: «Честному человеку бояться нечего». Министерство говорит о том, что не стоит одному и тому же человеку занимать сразу пост и художественного руководителя, и директора театра, думать и о репертуаре, и о ремонте. Во всех государственных культурных учреждениях Украины будет проведено разделение полномочий начальства для того, чтобы управление стало более прозрачным. Про дискриминационную сторону «державной сучасности» Миколы Володимеровича чиновники промолчали.
Очень хочется надеяться, что весь этот скандал – лишь пшик, раздутая истерика и следствие комплексов в расколотой примерно пополам стране. И если все это не перейдет в аресты, закрытие, ущемление прав русскоязычных и идиотизм, переведенный в разряд государственной идеологии, мы тихо и великодержавно-шовинистски похихикаем: горазды же эти помаранчаво-блакитные раздувать из мухи слона.