С 2003 года ситуация на российском рынке сотовой связи радикально изменилась. «Мы хотим, чтобы операторы говорили с нами на равных, и они будут говорить», — заявил «Газете.Ru» Эльдар Разроев, президент «Евросети». По его словам, характерный пример такого изменения — решение Московского арбитражного суда, который в понедельник отклонил иск ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Би Лайн») к «Евросети» на 512 млн рублей.
«Вымпелком» обратился в суд из-за прошлогоднего рекламного ролика «Евросети», в котором крупнейший дилер призывал жителей Иванова и Тулы купить тариф «Джинс» (оператор МТС) и получить $15 на счет, сдав свою старую синюю sim-карту (прежний фирменный цвет «Би Лайна»). Представители сотового оператора утверждают, что «Евросеть» хотела решить конфликт полюбовно, но перед сменой бренда (в понедельник запущен новый стиль компании) для них этот иск был принципиальным.
«Я объяснял Чичваркину (Евгений Чичваркин, председатель совета директоров «Евросети». — «Газета.Ru»), что такое защита бренда. Кто поднимет руку на бренд, пойдет в суд. Для нас принципиален подобный судебный прецедент», — заявил «Газете.Ru» Александр Изосимов, гендиректор «Вымпелкома».
Суд решил иначе, он принял сторону «Евросети», которая утверждала, что кроме «Вымпелкома» синюю sim-карту продают операторы спутниковой связи Thuraya и сотовая компания СМАРТС, а так же раньше использовала МТС, поэтому в ролике речь в основном шла о замене старых карт МТС на новые карты тарифа «Джинс».
Теперь стороны готовы подписать мирное соглашение.
«Насколько я знаю, в данный момент юрслужбы «Вымпелкома» и «Евросети» решают проблему, и в словах звучит возможность подписания мирового соглашения», — рассказал господин Чичваркин. В «Вымпелкоме» подтвердили его слова.
Александр Изосимов еще до судебного решения говорил о готовности к конструктивному диалогу с «Евросетью» после разрешения конфликта, но представители крупнейшего дилера хотят большего. Представители крупнейшего продавца телефонов заявляют не только о своем желании подписать общефедерального дилерского договора с «Вымпелкомом» (предоставления скидок, операторских отчислений при подключениях, статуса на новом рынке), но и о возможностях «Евросети» повлиять на расстановку сил на российском рынке сотовой связи.
«Мы («Евросеть» и «Вымпелком». — «Газета.Ru») начали друг другу выкручивать руки по Туле и Иваново. Как только мы туда пришли, полгода мы уговаривали подписать дилерское соглашение. Кончилось тем, что
в Туле нам сказали: «Пока у нас все хорошо, вы нам не нужны». Но мы сделали им плохо. Мы сделали так, что их оставили без декабря», — хвастается Эльдар Разроев. А Евгений Чичваркин утверждает, что «Вымпелком» не стал лидером на российском рынке, потому что вел «неправильные дилерские отношения».
В продажах «Евросети», которая, по собственным оценкам, контролирует 16% рынка розничных контрактов в России, «Би Лайн», действительно, сильно отстает от МТС. Так, по предварительным результатам первого квартала 2005 года, среди проданных в «Евросети» контрактов всего 25% приходится на «Би Лайн», а на его ближайшего конкурента почти половина — 48%.
Разрыв по числу абонентов между двумя компаниями уже несколько месяцев держится на уровне 500 тыс. человек, при этом каждая обслуживает больше 30 млн абонентов в России.
«С нами надо считаться», — заключает господин Разроев, но сотовые операторы и аналитики по-разному относятся к этому призыву.
«В Москве уже довольно длительное время разрыв (с «Би Лайном» в пользу МТС. — «Газета.Ru») порядка 10 тыс., поэтому в этих условиях любой фактор может считаться решающим, — соглашается с руководителями «Евросети» Павел Нефедов, директор департамента по связям с общественностью МТС. — Очевидно, что «Евросеть» является нашим очень крупным партнером, и их вклад в динамику нашего бизнеса достаточно существенный».
Господин Нефедов подчеркивает, дилерская политика в целом очень важна для МТС, и признает, что «местами мы (операторы и дилеры) не поменяемся и не можем существовать друг без друга».
А в «Вымпелкоме» считают заявления «Евросети» слишком эмоциональными. «Мы всегда рассматривали «Евросеть» с точки зрения серьезного игрока и нормального партнера, это не зависело от эмоций», — отмечает Михаил Умаров, директор по связям с общественностью «Вымпелкома».
Роман Проколов, советник гендиректора «МегаФон-Москва», соглашается с конкурентами, но не считает нужным выделять какого-то одного дилера. «С первого дня работы сети мы выстроили взаимовыгодную систему отношений с дилерами, которая помогла многим ведущим компаниям стать теми, кем они являются сегодня», — говорит он.
«Сложно не считаться с компанией, контролирующей 20% рынка абонентских телефонов», — уверен Эльдар Муртазин, ведущий аналитик исследовательской компании Mobile Research Group. По его словам, операторы вынуждены считаться и с основным конкурентом «Евросети» — сетью салонов «Связной» (контролирует примерно12% рынка), но у нынешнего лидера (более 1000 салонов против 400 на конец 2004 года) не намного больше шансов получить половину российского розничного рынка телефонов.
««Евросеть» — самый крупный продавец и может как-то влиять на производителей и операторов, но все-таки первичен провайдер, — философски замечает Константин Чернышев, старший аналитик ФК «УралСиб». — Дилеры уходят и приходят, а операторы остаются».