Госдума на пленарном заседании 1 апреля приняла постановление «О необоснованном росте цен на топливо в период подготовки и проведения весенних полевых работ в 2005 году», инициированное председателем комитета по аграрным вопросам Геннадием Куликом.
Законодатели сообщают, что в ряде регионов России с 1 января по 1 апреля текущего года цены на дизельное топливо возросли в среднем на 10-12%. Также увеличились тарифы на газ и электроэнергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей. «В этих условиях становится нерентабельным не только производство мяса и молока, но и зерна», — заявлено в документе.
В связи с удорожанием дизельного топлива, а также энергоносителей Госдума выдала поручение правительству до 10 апреля 2005 года принять меры по стабилизации и снижению цен на моторные топлива и тарифов на газ и электроэнергию для сельского хозяйства.
В свою очередь независимо от Госдумы пресс-служба правительства в пятницу сообщила, что по итогам прошедшего в четверг заседания кабинета министров Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службе, Росстату, Минпромэнерго и Минсельхозу поручено разработать и представить в недельный срок меры по ограничению роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Разумеется, в преддверии начала посевной кампании, а также выползания на дороги водителей-подснежников, на зиму консервирующих свои машины, рост цен на топливо не может не беспокоить правительство. К тому же растут и цены на нефть. Но вот способность исполнительной власти влиять на происходящее вызывает большие сомнения.
«Нынешняя ситуация почти буквально воспроизводит события предыдущих лет. Правительство проявляет обеспокоенность, вопрос выносится на рассмотрение, обсуждается в Думе, Совете федерации, министерствах, но никаких действенных мер не принимается», — полагает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
Оно и немудрено, поскольку влиять на ситуацию в авральном режиме крайне затруднительно. «Чтобы создать механизм влияния на цены, его необходимо вводить законодательно», — убежден Сергиенко. По его мнению, завышать цены нефтяников толкает несовершенство налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Российские цены на нефть намного ниже экспортных, а государство берет один и тот же налог и с тех, кто поставляет нефть на внутренний рынок, и с тех, кто занимается экспортными поставками. «Вот нефтяники и подтягивают цены, чтобы компенсировать потери», — говорит эксперт. «Чтобы поменять систему налогообложения, надо разработать соответствующий законопроект, провести его через Думу и Совет федерации, и к началу следующего налогового периода (который в следующий раз наступит 1 января 2006 года. — «Газета.Ru») он вступит в силу. Сделать это в одночасье не получится, да и у нефтяников контракты заключены на 2-3 месяца вперед», — резюмирует он.
Приближающееся начало сельскохозяйственных работ также создает повышенный спрос на горюче-смазочные материалы в стране, что подталкивает поставщиков нефти и нефтеперерабатывающие заводы к спекулятивным играм. «Считается, что нефтяники вступают в картельный сговор и повышают цены на ГСМ. Этот вопрос относится к компетенции ФАС. Но у службы весьма ограниченные полномочия. Наличие подобного сговора доказывается через суд, и это длительная процедура. Если суд докажет, что имело место экономически необоснованное завышение цен, то ФАС будет вправе оштрафовать компанию на $12 тыс. Других полномочий у ФАС нет. Поручать ФАС «разработать меры» — пустое дело», — говорит Сергиенко.
В самой ФАС на просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать поручение правительства и сообщить о возможных предложениях службы мы получили отсылку к представлявшимся в правительство в прошлые годы аналитическим запискам. Из чего следует, что ничего нового на этот раз ФАС предложено не будет.
Наиболее радикальным предложением из числа ранее оглашенных службой можно назвать инициативу по созданию биржевых механизмов торговли нефтью и нефтепродуктами внутри страны.
Аналитик инвестиционной компании «Баррель» Алексей Белашов полагает, что реализация этой идеи могла бы существенно повлиять на систему ценообразования на ГСМ внутри страны.
В Минэкономразвития же «Газете.Ru» пояснили, что не имеют новых готовых рецептов исправления ситуации, которые можно представить в недельные сроки. Сегодня же максимум чего может добиться правительство — погасить спекулятивный рост. Но выполнение этой локальной задачи возможно почти исключительно «внеэкономическими методами». «Есть еще один способ влияния на цены — вызывать нефтяников на ковер и уговаривать их в убыток себе не поднимать цены. Но правовых, публичных способов нет», — заключает Сергиенко. Ему вторит Алексей Белашов: «Распоряжение правительства может расцениваться скорее как сигнал нефтяникам и НПЗ, нежели как руководство к практическим действиям исполнительных органов власти».