Два брата-продюсера, один из которых – креативный гений «руки-ножницы», лучший друг, враг и убийца талантливых режиссеров, а другой – финансовый фашист, скряга и душегуб, достигли соглашения и могут теперь спокойно покинуть компанию Уолта Диснея, купившую в 1993 году с потрохами их компанию Miramax Films. Расставание вышло тяжелым, резать пришлось по живому.
У Диснея осталось все: слово Miramax, составленное из честных имен Макса и Мириам Вайнштейнов, папы и мамы братьев-разбойников, синематека с «Криминальным чтивом», «Сексом, ложью и видео» и еще пятью сотнями замечательных фильмов.
А также книгоиздательский бизнес Miramax и право финансировать еще 25 фильмов, которые будут снимать братья Вайнштейн.
Как сообщает Los-Angeles Times, братья получили 130 миллионов долларов: в эту сумму входят их премии за 2004-й и 2005 год и прибыли за фильмы, производство которых они успели начать в Miramax. На самом деле эта сумма будет гораздо меньше: они выкупят сорок уже начатых проектов включая фильм «Город греха» Роберта Родригеса, и к тому же им придется отстегнуть студии «Уолта Диснея» часть от прибылей, полученных за распространение фильма «Фаренгейт 9/11». Фильм этот был отвергнут генеральным директором «Студии Уолта Диснея» Майклом Эйснером, братья Вайнштейн в ярости хлопнули дверью и стали распространять его через другую фирму – однако выкупили не все права на этот фильм, и теперь за самую прибыльную документальную ленту всех времен и народов приходится расплачиваться. Кроме того, им оставили права на название Dimension films, подразделение «Мирамакса», снимавшее ужастики, и право на участие в некоторых диснеевских проектах, прежде всего телевизионных. До сентября этого года их контракт остается в силе, они остаются директорами студии «Мирамакс».
Студия «Уолта Диснея» купила «Мирамакс» в 1993 году. К тому моменту в загашнике студии были «Секс, ложь и видео» и «Жестокая игра» («Crying game»), коммерчески успешные, умные и сильные фильмы. Этого показалось достаточно для того, чтобы купить студию за примерно 80 миллионов тогдашних долларов.
Дальше был прекрасный сюжет с «Криминальным чтивом» (бюджет – 8 миллионов, сборы в американском прокате – 200 миллионов), «Английский пациент» и «Влюбленный Шекспир» с многочисленными «Оскарами», в том числе и за лучший фильм.
Затем начались сложности. Вайнштейны решили сделать глянцевый журнал и позвали главным редактором Тину Браун, главного редактора «Нью-Йоркера» и разных знаменитых глянцев. Через три года после огромных денежных потерь журнал пришлось закрыть.
«Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, крупнобюджетная грандиозная чушь о рождении нации в уличном мочилове, провалилась в прокате с треском. «Холодная гора» Энтони Мингеллы, длинный и грустный эпос о рождении нации в людоедстве и гражданской войне, в котором сорокалетняя Николь Кидман играла двадцатилетнюю деву, не окупил восьмидесятимиллионного бюджета. «Убить Билла» пользовался умеренным успехом, «Чикаго» получил все главные «Оскары», но этого было мало.
На фоне всего этого братья Вайнштейн стали требовать все больших бюджетов для своих фильмов, а глава компании Уолта Диснея Эйснер стал все чаще с ними ссориться.
Пиком ссоры стал скандал с «Фаренгейтом». Эйснер увидел в фильме клевету и эффективное оружие против республиканской партии, донором которой он являлся много лет подряд. Он отказался распространять фильм и приложил все усилия к тому, чтобы он не вышел на экраны.
В свою очередь горячий и злобный Харви «Руки-ножницы» Вайнштейн обвинил Эйснера в близорукости и деловой трусости, упущенных возможностях и утрате авторитета компании.
Этому обвинению трудно отказать в справедливости; в конце концов, это при Эйснере из «Диснея» со скандалом ушла компания Pixar, производитель лучшей в Америке компьютерной анимации.
С Эйснером, впрочем, расстались. Но конфликт не исчерпан. Сейчас компанию Уолта Диснея возглавляет Дик Кук, который приложил массу усилий к мирному и взаимовыгодному разрешению конфликта. Исчерпать его и оставить вайнштейновский «Мирамакс» в диснеевском лоне ему не удалось – «Уолту Диснею» нужны прозрачные, управляемые и предсказуемые подразделения, за ними будущее.
А братья Вайнштейн планируют основать новую развлекательную империю с выходом в интернет, телевидение, книгоиздание и, разумеется, кино. В конце концов, Квентин Тарантино, Роберт Родригес и Энтони Мингелла останутся лояльны Вайнштейнам при любом раскладе.