О возможности своей добровольной отставки Аскар Акаев сообщил крайне неохотно. Вчера он впервые после переворота в Киргизии выступил публично, дав сразу три интервью российской прессе. Об отставке он сказал только в последнем. Корреспондент «Первого канала» спросил свергнутого киргизского президента, готов ли он досрочно сложить с себя президентские полномочия.
«Конечно. Если мне будут даны соответствующие гарантии, и это будет в полном соответствии с действующим законодательством Кыргызстана», — ответил Акаев.
Буквально за четыре часа до этого Акаев в прямом эфире радио «Эхо Москвы» говорил прямо противоположные вещи. «В данный момент я не вижу никаких причин, оснований для того, чтобы подавать в отставку, — заявил он. – Пока я являюсь единственным всенародно избранным легитимным президентом Кыргызской республики, и срок моего мандата заканчивается 30 октября 2005 года». Что заставило Акаева так быстро изменить свое мнение, непонятно, но «Первому каналу» он уже пообещал не издавать от имени президента никакие документы и указы. «Я прежде всего реалист, и надо считаться с реальностью», — сказал Акаев.
От новых властей Киргизии свергнутый президент хочет только одного: чтобы, когда он с семьей вернется в Бишкек, их никто не трогал. Дети бывшего киргизского лидера – Бермет и Айдар Акаевы — покинули страну вместе с ним, и их возвращение в Киргизию чревато скандалом.
Дело в том, что дочь и сын Аскара Акаева во время последних выборов стали депутатами, причем, по мнению оппозиции, только с помощью отчаянных подтасовок и фальсификаций. Места в парламенте сохраняются за ними и сейчас, однако, как уже сообщала «Газета.Ru», новые киргизские власти рассчитывают отобрать у них мандаты через суд.
Вести переговоры о своем возвращении в Киргизию в обмен на официальную отставку Акаев хочет только с одним из оппозиционеров – Омурбеком Текебаевым, который был избран спикером нового парламента. По мнению бывшего президента, сейчас это единственный легитимный орган власти в стране. Впрочем, с остальными революционерами он тоже не хочет ссориться. О новом и.о. президента Курманбеке Бакиеве Акаев вчера отозвался вполне доброжелательно. «Курманбек Бакиев — один из моих воспитанников, — сообщил экс-президент. — Он человек, с которым у меня всегда были ровные деловые отношения». Похоже, себе в заслугу на будущих переговорах Акаев собирается поставить и то, что отдал власть без боя. «Эти события показали, каким я был диктатором. Я считаю, что на этот вопрос ответ уже дан четкий и очевидный. Если бы был я диктатором, то, конечно, я смог хотя бы защитить и Дом правительства и себя тоже», — заявил он.
Вполне вероятно, что победившая в Киргизии оппозиция пойдет свергнутому президенту навстречу, дав ему гарантии неприкосновенности, а ему, в свою очередь, не останется ничего, кроме как объявить об отставке.
Новые власти уже не раз обещали не преследовать Акаева за границей и не добиваться его выдачи от России, где он провел последние дни. Сегодня Феликс Кулов, курирующий силовые структуры Киргизии, заявил, что согласен и на переговоры о добровольной отставке. «В ходе переговоров необходимо обговорить конкретные условия, на которых Акаев будет готов отрешиться от власти. При переговорах об отставке президента Киргизии, а также его публичном отрешении необходимо соблюсти все цивилизованные нормы, — сказал он в Бишкеке. — При возвращении президента в Киргизию ему будут обеспечены все гарантии, предусмотренные конституцией, свободы передвижения и встреч, а также возможность сохранить все имущество».