Главная цель «круглого стола», организатором которого выступил докладчик ПАСЕ по Чечне Андреас Гросс, в том, чтобы попытаться посадить за стол переговоров представителей обеих сторон, воюющих в республике. В Москве от этой идеи отказались уже давно. Последний раз договориться с Асланом Масхадовым пытались в 2001 году через его представителя Ахмеда Закаева. Федеральную сторону представлял генерал Виктор Казанцев, который тогда занимал пост полпреда Южного округа. Они встретились на территории аэропорта Шереметьево, однако ни к каким результатам переговоры не привели. Вскоре на попытках договориться был поставлен крест, поскольку после «Норд-Оста» Масхадов был объявлен в России международным террористом, хотя весомых доказательств этого до самой его гибели так и не нашлось.
Европейцы решили обойтись без федерального центра. Официальные российские власти будет представлять делегация из Грозного во главе с президентом Чечни Алу Алхановым. Кто будет их оппонентом, выяснится в последний момент. По неподтвержденным сведениям, Ахмед Закаев в Страсбург поехать не сможет из-за проблем с французской визой. Вместо него масхадовцев, возможно, будет представлять кто-то другой, например Усман Ферзаули, постоянно живущий в Дании. Кто именно приедет от сепаратистов, станет ясно в последний момент. Кроме потенциальных переговорщиков в качестве экспертов на «круглый стол» приедут российские правозащитники — Светлана Ганнушкина из центра «Мемориал», Татьяна Локшина из Московской Хельсинкской группы и Наталья Жукова из Союза комитетов солдатских матерей.
Проблема только в том, что грозненская делегация ни на какие переговоры категорически не согласна. Алханов не скрывал, что едет в Страсбург в основном для того, чтобы убедить европейцев помочь Чечне не мирными переговорами, а деньгами.
«Мы заинтересованы в том, чтобы Европа нам оказывала помощь и поддержку, и расцениваем предстоящий «круглый стол» как реальную возможность донести до европейских государств свои проблемы, получить экономическую помощь», — заявил он в пятницу. В пику страсбургскому мероприятию в Грозном был проведен свой «круглый стол», на котором было принято обращение к ПАСЕ, в котором чеченские власти тоже намекнули на то, что Чечне больше всего помогли бы деньги на восстановление.
Что касается переговоров, то от них Алханов категорически отказался, пригрозив уйти с «круглого стола», если увидит там кого-нибудь их масхадовцев.
«Для меня Ахмед Закаев и другие его сообщники являются такими же преступниками, как и те, кто и поныне совершает теракты в Чечне, он и его сообщники объявлены в розыск за конкретные преступные деяния, поэтому я ни при каких обстоятельствах не вижу для себя и своих товарищей по делегации возможности сидеть с ними за одним столом, — сказал чеченский президент. — Почему я должен с ними о чем-то говорить, почему я должен присутствовать с ними в одном зале?» Рамзан Кадыров высказался еще определенное. «Почему мы должны ехать в Страсбург к Ахмеду Закаеву — к человеку, который наравне с другими виноват в гибели сотен и тысяч людей? Это человек, которого я задержу, если это удастся», — заявил он. Поедет ли Кадыров-младший в Страсбург, неизвестно.
Вообще, чеченские чиновники открыто издеваются над тем, какое значение в ПАСЕ придают «круглому столу». В пятницу Гросс сказал, что убийство Масхадова могло быть приурочено к этому мероприятию. «К сожалению, я не могу исключать возможности того, что убийство Масхадова неспроста совпало по времени с проведением «круглого стола». Для того, чтобы устрашить участников, помешать им приехать в Страсбург», — заявил Гросс. «Контртеррористическая операция не может быть приурочена к тем или иным форумам, событиям, «круглым столам». В противном случае не хватило бы Масхадовых, Хаттабов, Абу аль-Валидов и других», — ответил ему через «Интерфакс» Алханов.
Если мирные переговоры в Страсбурге не состоятся, то еще одна тема, крайне неприятная для Москвы, там будет поднята наверняка. На прошлой неделе Татьяна Локшина из Московской Хельсинкской группы сообщила, что правозащитники заявят в Страсбурге о том, что тело Масхадова нужно выдать его родственникам.
Дело в том, что российские силовые структуры собираются похоронить его в безымянной могиле, как это позволяют делать с террористами российские законы. Однако, в отличие от властей России, европейцы считают Масхадова не террористом, а законно избранным президентом Чечни. Так что результатом этой истории вполне может стать резкое заявление о трупе Масхадова, на которое придется бурно реагировать официальной Москве.
«Газета.Ru» сообщит о результатах «круглого стола».