В четверг Верховный суд России снизил на полгода срок наказания уроженке Чечни Заре Муртазалиевой, ранее осужденной на девять лет лишения свободы за подготовку теракта в Москве. Суд постановил смягчить ей наказание до восьми с половиной лет лишения свободы. В остальном суд встал на сторону обвинения и отказал адвокатам Муртазалиевой в удовлетворении их кассационных жалоб.
Защита Зары Муртазалиевой просила ее оправдать. Адвокат Зезаг Усманова настаивала, что никакого преступления его подзащитная не замышляла. По словам Усмановой, следствие так и не доказало главного — связь Муртазалиевой с террористами, а также не выяснило, откуда взялся пластит, обнаруженный оперативниками в сумке ее подзащитной. Впрочем, взрывчатки-вещдока уже нет — его взорвали во время проведения экспертизы. «В деле нет никаких доказательств, подтверждающих то, что Муртазалиева хотела взорвать торговый комплекс «Охотный ряд» и вовлекала лиц в совершение теракта», — заявила Усманова, просившая суд отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение. Другой адвокат Зары Муртазалиевой, Владимир Суворов, считает, что дело вообще надо прекратить за отсутствием состава и события преступления.
Однако обвинение заявило, что вина подсудимой была полностью доказана (ранее прокурор требовала приговорить Муртазалиеву к 12 годам лишения свободы). По словам гособвинителя, «в первую очередь вина Муртазалиевой доказывается ее же показаниями в ходе предварительного следствия». «Она неоднократно описывала систему охраны торгового комплекса», — заявила прокурор.
С мнением гособвинения судья согласился.
Защита Муртазалиевой заявила, что намерена подавать надзорную жалобу в президиум Верховного суда, а также обратиться в Европейский суд по правам человека. «Снижение срока на полгода я считаю издевательством. Обвинения были абсурдны. Я искренне надеялся, что Верховный суд обратит внимание на то, что Муртазалиева была спровоцирована правоохранительными органами», – сказал адвокат Суворов.
Процесс по делу адвокаты считают тенденциозным, так как во всех ходатайствах адвокатам было отказано еще в суде первой инстанции. Защите так и не дали ознакомиться с материалами видео- и аудионаблюдения, которое велось за Муртазалиевой и ее подругами в общежитии на протяжении двух месяцев (как рассказала Усманова «Газете.Ru», она просмотрела лишь одну видеокассету из четырнадцати). Адвокаты так и не смогли побеседовать и с сотрудником РУБОПа Саидом Ахмаевым, на свидельствах которого в значительной степени базировалось обвинение. Вскоре после того как Муртазалиева была задержана, он якобы отбыл за границу, а на суде просто зачитывали его показания, данные в ходе предварительного следствия.
Как рассказала Усманова, ей удалось разыскать тех чеченцев, которых Муртазалиева сфотографировала на эскалаторе торгового центра «Охотный ряд». По данным следствия, Муртазалиева фотографировала тогда эскалатор, а не сцены с участием своих соотечественников, показавшиеся ей забавными. Однако, говорит адвокат, молодые люди отказались прийти в суд и давать показания. «Мы боимся, потом нас тоже в чем-нибудь обвинят, и вы нас не защитите», — заявили они.
Правозащитники, также как и адвокаты, называют этот процесс «издевательством над совестью и здравым смыслом».
«Мне показалось, что в этом деле если и есть состав преступления, то только со стороны правосудия. Ситуация вообще была довольно абсурдной: все доказательства, которые приводила сторона обвинения, свидельствовали о невиновности Муртазалиевой. Адвокат Суворов говорил на процессе, что сегодняшнее решение Верховного суда должно было показать, дается ли у нас карт-бланш на фабрикование таких дел. По-моему, теперь ответ очевиден», — заявила «Газете.Ru» сотрудник правозащитной организации «Гражданское содействие» Елена Рябинина.