Книга Раисы Белоусовой имеет длинное название: «Ночная таксистка, или Записки на лифчике». Правда, на обложке большинство этих слов скромно распихано по углам, а в центре крупно высвечено «Таксистка». Вкупе со стилизованным портретом актрисы Людмилы Артемьевой, исполнившей главную роль в одноименном сериале, сразу становится понятно, в каком направлении издатель ориентирует потенциального читателя.
Тем не менее «Ночная таксистка» – вовсе не новеллизация популярного сериала.
И не спешите клеймить выжигу-издателя: на вопрос о том, связаны ли книга и сериал, сейчас пытается ответить не досужий читатель, а высокий суд.
Дело в том, что вокруг сочинения Раисы Белоусовой развернулся один из громких скандалов в нашем литературном мире – автор обвинила создателей сериала в плагиате. На основе своей книги Белоусова написала сценарий 12-серийного фильма и еще в 2003 году предложила его нескольким телекомпаниям. Ответа не последовало, но в 2004-м на экраны вышла «Таксистка». Ситуация практически та же, что и с нашумевшим делом «роман Ольги Славниковой «Бессмертный» против немецкого фильма «Гуд бай, Ленин». Сейчас с претензиями Белоусовой разбирается Пресненский суд столицы.
Но оставим судебные споры сутяжничающим сторонам. Но предупредить мы обязаны – читатель, желающий поиметь с книги тот же сериал, только в буквах, наверняка будет разочарован. Книга Белоусовой – вовсе не сборник жизнеутверждающих «городских сказок», написанных бригадой сценаристов под руководством Нины Садур.
«Ночная таксистка» отличается от «Таксистки» без эпитета примерно как «ночная бабочка» от просто бабочки.
Раиса Белоусова, дама, похожая на Мерилин Монро в возрасте, работает «бомбилой» в жизни, а не в кино. Она и в самом деле едва ли не ежедневно колесит по столице в поисках пассажиров – броско одетая, в ярком макияже, ажурных перчатках и шляпке. Истории, приключавшиеся с ней во время этого всегда бывшего нескучным времяпрепровождения, она аккуратно записывала, а потом издала за свой счет книжкой. Распространяла ее, кстати, весьма интересно – подкладывала на заднее сиденье пассажирам. Потом ее записки заинтересовали и профессионалов.
В последнее время внимание наших издателей стали привлекать книги, которые так и тянет назвать «записками простодушных», достаточно вспомнить «Танцовщицу из Хивы», изданную «Азбукой». Их авторов даже не припечатаешь привычным штампом, что-де люди вышли из народа, потому как они оттуда и не выходили. Это безыскусные, мягко выражаясь, не очень хорошо написанные сочинения – как правило, дневники или автобиографии.
От графоманского потока, заливающего все издательства, их отличает только одно – личность автора. Иногда она настолько любопытна, что за «лица необщее выражение» хочется простить все остальное.
Случается, что и получается.
Аннотация утверждает «Все изложенное здесь – не выдумка телесценаристов, а абсолютно подлинные истории». Верю. В этой подлинности и сила, и слабость этой книги. Записки Белоусовой – это не добрые и веселые приключения бывшей пионервожатой, а реальная жизнь помочаленной жизнью одинокой женщины, у которой внучка, разведенная дочка, долги и неурядицы. И пассажиры у нее реальные. Поэтому рэкетир не вспоминает умиленно, как он ходил в кружок в Доме пионеров, а хвастается плетью зоновской работы, разрубающей тело не хуже ножа, или просит помочь ему с выбором «телки» на Тверской.
Дорожные откровения пьяных чиновников, провинциальных растиньяков, заезжих американцев, деловых кавказцев, замотанных «челночниц» и т.п. записаны аккуратно и с тщанием и переложены собственными рассуждениями «о судьбах державы», наивность которых искупается только глобальностью обобщений:
«Москва – это город козлов и звезд».
Коротенькие – на поездку — рассказики Белоусовой жизненны и узнаваемы. Их читаешь, несмотря на то, что услышать подобные можно когда угодно, достаточно лишь притормозить около человека с поднятой рукой.
Горький как-то заметил: «Любой человек, если, конечно, будет честен, сможет написать хотя бы одну интересную книгу — книгу о своей жизни». Не врал классик.
Раиса Белоусова, «Ночная таксистка, или Записки на лифчике», РОСМЭН, 2005