Петербургский фонд имущества провел завершающий аукцион по продаже земельных участков в аренду на два года под строительство автозаправочных станций.
Побороться за четверговые участки были способны только три оператора: «ЛУКойл», «Татнефть и «Шелл». До утра было не ясно, кто же, кроме «ЛУКойла», пожелает принять участие в аукционе.
Стартовая цена топ-лота составила $10 078 000, шаг аукциона — $100 780. Одним из условий аукциона по этому лоту была необходимость внести всю сумму в качестве задатка в местное представительство Номос-банка.
Торги по главному лоту заняли не более десяти минут – представители «ЛУКойла» сразу же вступили в борьбу, за ними начали торговаться руководители «Татнефти», однако, сделав всего пару аукционных шагов, остановились.
У присутствовавших на торгах сложилось впечатление, что перед ними разыграли хорошо отрепетированный спектакль.
«Это спектакль, который был тщательно подготовлен Смольным при молчаливом содействии Федеральной антимонопольной службы, — заявил президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. — А представители «Татнефти» только изображали конкуренцию. 30 участков ушли фактически по стартовой цене в $10 млн, а если бы они продавались по отдельности, их цена составила бы $30 млн».
Правоту Ашихмина подтвердили последовавшие вслед за топ-лотом торги по шести отдельным участкам. Самый лучший из них, в Петродворце на Ропшинском шоссе, при начальной стоимости в $260 тыс. достался компании «Шелл-АЗС» за $1,002 млн.
На три участка — в Ломоносове, на Канонерском острове и в Петербурге на Броневой улице — заявок не поступило. На два участка, в Лисьем Носу и в Санкт-Петербурге на улице Грибакина, было подано по одной заявке, и регистрации участников не произошло. Таким образом, из шести отдельных участков под АЗС был продан только один.
Глава петербургского управления ФАС Олег Коломийченко сообщил: «Торги были честными и законными». «Я думаю, тем, кто имеет деньги и хотел составить «ЛУКойлу» конкуренцию, стоило бы вести более агрессивную политику перед торгами. Никакой дискриминации других топливных компаний я на этих торгах не увидел. В конце концов, «ЛУКойл» — это стабильность поставок топлива для города и разветвленная сеть автозаправок».
А по поводу столь малого представительства крупных топливных компаний на торгах по топ-лоту Коломийченко сообщил, что «Татнефть», очевидно, очень хорошо приглашали к участию в торгах, или им очень нужны были эти участки к тем трем, что у них уже есть на территории Петербурга.
Петербургские нефтетрейдеры, настроенные против «ЛУКойла», до последнего надеялись, что на торгах появится достойный конкурент. Но «ЛУКойл» действовал наверняка – как потом сообщил глава Фонда имущества Александр Степаненко, заявку на торги по топ-лоту изначально хотели подать представители «ТНК-ВР» и некоторых других компаний, однако затем по каким-то причинам отказались от своих планов.
В апреле прошлого года губернатор Валентина Матвиенко официально пообещала выделить «ЛУКойлу» 60 участков под АЗС «целевым образом» в обмен на инвестиции в развитие экономики города.
Тогда неосторожный шаг Матвиенко вызвал волну неудовольствия среди топливных операторов, и они добились, чтобы участки были выставлены на открытые торги.
Но чиновники сформировали лоты таким образом, что трейдеры снова остались недовольны – по их утверждениям, самые лучшие участки были собраны в один самый дорогой лот, приобрести который могли всего несколько операторов городского топливного рынка.