Москва и Пекин практически согласовали сценарий совместных антитеррористических учений «Содружество-2005», которые должны пройти на территории России и Китая в августе-сентябре этого года. В среду в Москве на встрече высокопоставленных представителей китайского и российских военных ведомств были утверждены план и масштабы предстоящих маневров. Они станут первыми в истории двусторонних отношений — до сих пор армии двух стран имели небольшой опыт совместных боевых действий в Корее в 1950–1953 годах, а также повоевали друг с другом во время событий на острове Даманском в марте 1969 года.
«Учения начнутся на нашей территории, где будут спланированы мероприятия маневров, а тактические действия подразделений будут проводиться на территории Китая, — заявил по окончании переговоров первый замминистра обороны генерал-полковник Александр Белоусов. — Будут отрабатываться вопросы переброски российских подразделений на территорию Китая, единого планирования их применения, совместные действия против международного терроризма».
Предполагается, что в учениях «Содружество-2005» примут участие специально подготовленные подразделения ВДВ и морской пехоты. По замыслу маневров, которые пройдут в августе-сентябре на территории КНР (Ляодунский полуостров), с военно-транспортных самолетов Ил-76 будет выброшен российский десант и несколько единиц боевой техники. «В ходе маневров предполагается детально отработать совместную модельную миротворческую операцию мобильных сил России и Китая», — говорят в Минобороны. При этом учение будет одновременно иметь и антитеррористическую направленность, хотя борьба с террористами не является профильной задачей армии.
«Эта задача нехарактерная для регулярной армии, — утверждают военные. — Это скорее прерогатива органов внутренних дел. Поэтому основной упор мы собираемся делать не на действиях больших воинских коллективов, а на действиях групп армейского спецназа. В этой ситуации главная задача — показать друг другу, что каждый из нас умеет делать в этой области».
Однако демонстрацией навыков спецназа стороны не ограничатся. Известно, что в учениях примет участие авиация, причем с российской стороны учебно-боевые полеты над Желтым морем будут осуществлять современные истребители Су-27СМ и стратегические ракетоносцы Ту-22М3.
Но если участие первых в борьбе с террористами еще можно объяснить способностью этих самолетов наносить удары высокоточными ракетами и бомбами по наземным стационарным и подвижным целям, то целью создания и смыслом существования Ту-22МЗ всегда было нанесение ядерного удара. Последний раз эти ракетоносцы масштабно применялись в боевых условиях еще во времена войны в Афганистане, когда советское командование задействовало их в беспрецедентной бомбардировке сверхтяжелыми бомбами Пандшерского ущелья. Что будут делать эти самолеты в рамках учений «Содружество-2005», совершенно не ясно.
Впрочем, в свете недавних заявлений главкома ВВС Владимира Михайлова о том, что китайцы вполне могли бы закупить для своей армии Су-27СМ и Ту-22М3, участие этих самолетов в совместных маневрах уже не вызывает удивления. Маневры, судя по всему, будут использованы российской стороной для демонстрации их отличных боевых качеств в работе по самым разнообразным целям, в том числе в решении задач нанесения точечных ударов по условным террористам и захваченным ими объектам.
Реакции ближайших соседей Китая, прежде всего Японии и Тайваня, на совместные учения с Россией с использованием стратегической авиации пока нет.
Однако Южная Корея уже выразила желание провести еще более масштабные совместные маневры с российскими военными. Причем с задействованием танковых подразделений, артиллерии, авиации и сил противовоздушной обороны.
О таком желании заявил во вторник в Хабаровске после встречи с командующим ДВО Юрием Якубовым командующий 1-й полевой армией вооруженных сил Республики Корея генерал Чон Су Сон. «Мы хотел бы перенять опыт организации боевой подготовки в ДВО, учитывая, что Республика Корея приобрела для своих вооруженных сил у России партию танков Т-80У и БМП-3», — пояснил он.
Командующий ДВО Якубов поддержал идею корейского коллеги, отметив, что «решение о проведении совместных учений должно быть принято на уровне Генеральных штабов двух государств с определением места и численного состава войск». В российском Минобороны, в свою очередь, уточнили, что не видят препятствий для подобных учений, но они смогут состояться не ранее 2006 года, так как в текущем бюджете военного ведомства на это не предусмотрено денег.